Проверяемый текст
Сольский, Олег Петрович; Особенности политической социализации молодежи в условиях местного сообщества (Диссертация 2004)
[стр. 38]

( 38 Ян Щепаньский социализацию видит результатом «влияния среды в целом», тут мы имеем дело как бы с совокупным агентом, и эти влияния «приобщают индивида к участию в общественной жизни, учат его пониманию культуры, поведению в коллективах, утверждению себя и выполнению различных социальных ролей»40.
Основная функция социализации, считал Э.Дюркгейм, сводится к приобщению индивидов к идее «коллективного сознания».
Социализированной признается личность, научившаяся подавлять индивидуальные интересы во имя общественных.
Опираясь на теорию морали, выступающую системой
объективных правил поведения, ученый связывал действенность социальных норм с определенными механизмами интериоризации.
Причем видел смысл воспитания не только в формировании самой способности растущего организма подчиняться власти общества, но и в широкой причастности общественной системы к выработке эталонов для подражания: воспитание, писал он,
«не больше, как образ и подобие общества.
Оно подражает ему, воспроизводит его, но не создает его.
Воспитание бывает здоровым, когда сами народы в здоровом состоянии...
Если моральная среда испорчена, то и сами воспитатели, живущие в этой среде, не могут не быть пропитаны той же
порчей»41.
«Воспитание как подобие общества» у Э.Дюркгейма выступает * мотивом вполне институциональным.
В разных своих работах он возвращается к этому.
Вопрос в данном случае, надо полагать, не столько в формальной стороне дела, сколько в осознании самого факта аналоговой
причастности социальных институтов к институтам воспитательным, образовательным.
Его же аналоговая установка: «среди воспитательных институтов, вероятно, нет ни одного, который бы не был аналогом социального 40 Щепаньский Я.
Элементарные понятия социологии: Пер.
с польск.
М., 1969.
-С.51
41 Дюркгейм Э.
Социология.
Ее предмет, метод, предназначение: Пер.с фр.
-М.,1995.
С.174
[стр. 18]

значение которого несколько шире английского, несмотря на их тождественную этимологию.
Но воспитание подразумевает прежде всего направленные действия, посредством которых индивиду сознательно стараются привить желаемые черты и свойства, тогда как социализация наряду с воспитанием включает ненамеренные, спонтанные воздействия, благодаря которым индивид нриобщаегся к кульчуре и становится полноправным членом общества"910*.
Ян Щепаньский социализацию видит результатом "влияния среды в целом" /тут мы имеем дело как бы с совокупным агентом/, и эти влияния "приобщают индивида к участию в общественной жизни, учат его пониманию культуры, поведению в коллективах, утверждению себя и
выполи н ( ) нению различных социальных ролей Развернутое представление о социализации предлагает Э.Гидденс.
Он демонстрирует несколько разных срезов явления, имеющего отношение сразу ко всему жизненному циклу человека".
Во-первых, социализация это, по его мнению, процесс, в ходе которого через контакты с другими людьми беспомощный младенец постепенно превращается в обладающее самосознанием разумное существо, понимающее суть культуры, в которой он родился.
Во-вторых, социализация это структурные группы или окружения /"социальные контексты"/, с участием которых протекают ее важнейшие этапы.
В роли основных агентов при этом выступают: семья /во всех культурах/, группы сверстников, школа, средства массовой информации, работа /во всех культурах/,д/с£/н//ояиС>щшшА],грутыиорхшшациимгштсйN.
В-третьих, социализация это процесс, который продолжается в течение всего жизненного цикла, и в каждой его фазе существуют переход*Кои И.С.
Ребенок и общество.
М., 1988.
С.
134.
10Щепаньский Я.
Элементарные понятия социологии: Пер.
с польск.
-М., 1969.
С.51.
"
Гиддснс Э.
Социология: Пср.
с англ.
М.,1999,С.85-86, 92-93.


[стр.,21]

ные нормы поведения, навыки работы; во-вторых, именно адаптацию числят показателем субъект-объектного подхода к социализациоппым проблемам личности, основываясь на позиции Э.Дюркгейма, рассматривавшего социализацию в том числе и как процесс пассивной адаптации /И.С.Кон, кстати, считается приверженцем субъект-субъектного подхода, согласно которому человек "присваивает" предлагаемые обществом ценноеги и реализует себя как творческий, активный субъект/15.
Основная функция социализации, считал Э.Дюркгейм, сводится к приобщению индивидов к идее "коллективного сознания".
Социализированной признается личность, научившаяся подавлять индивидуальные интересы во имя общественных.
Опираясь на теорию морали, выступающую системой
объекгивных правил поведения, ученый связывал действенность социальных норм с определенными механизмами интериоризации.
Причем видел смысл воспитания не только в формировании самой способности растущего организма подчиняться власти общества, но и в широкой причастности общественной системы к выработке эталонов для подражания: воспитание, писал он,
"нс больше, как образ и подобие общества.
Оно подражает ему, воспроизводит его, но не создает его.
Воспитание бывает здоровым, когда сами народы в здоровом состоянии...
Если моральная среда испорчена, то и сами воспитатели, живущие в этой среде, не могут не быть пропитаны той же
порчей"16.
Не вдаваясь в детали концепции Э.Дюркгейма, а также выступлений его сторонников или критиков /дискуссий в разное время было много/, приведем еще лишь два высказывания, в которых содержатся и продолжение темы, и подтверждение нашей позиции.
15См: Жапчнпова Ц.Б.
Профессиональная социализация молодых государственных служащих как фактор развития кадрового потенциала государственной службы / Авторсф.дис.,.канд.социол.наук.
М,, 2001.
С.12.
16Дюркгсмм Э.
Самочинство: Пер с фр.
СПб., 1998.
С.451.


[стр.,23]

ственнее в них как раз то, что подразумевает духовное, интеллегауальное, нравственное взросление, приобретение мужчиной или женщиной, еще совсем молодыми, социальных ориентиров уже такого уровня, который предполагает гражданскую ответственность, а не только вынуждаемое внешней средой следование нормам /принудительное следование недостаточный критерий социализации/.
Парадокс в том, однако, что сторонники критикуемых нами взглядов сами же себя, как правило, и опровергают когда констатируют, что социализация такой процесс, который не поддается искусственному управлению либо манипулированию, а затем показывают роль и функции агентов и институтов социализации, перебрасывая при этом мостик от присущих им форм социального контроля к более глобальным формам, выступающим особым механизмом социальной регуляции поведения и поддержания общественного порядка /социального равновесия/* .
Мысль, заложенная ранее нами с помощью Ч.Миллса и Т.ГТарсонса, приобретает свою законченность как раз в том случае, если социализация и социальный контроль с его нормами, санкциями, предписаниями предстают в единстве, гармонии.
И что особенно показательно для нашей темы, понимание контроля не может ограничиваться индивидуальными аспектами социализации или абстрактными разговорами об интересах общества.
Именно с учетом этих особенностей возникает приближенная к позиции Э.Гидденса /см.
наши интерпретации его определений/ трактовка социализации как процесса, идущего с участием институтов и агентов в течение всего жизненного цикла человека.
"Воспитание как подобие общества" у Э.Дюркгейма выступает мотивом вполне институциональным.
В разных своих работах он возвращается к этому.
Вопрос в данном случае, надо полагать, не столько в формальной стороне дела, сколько в осознании самого факта аналоговой
при-20 20Крапчснко АН.
Указ соч,С.119; С.
132-133.

[Back]