Проверяемый текст
Белова Ольга Павловна. Своеобразие художественно-публицистической манеры Владимира Крупина (Диссертация 2004)
[стр. 100]

щение автора повествователя, его непосредственные впечатления.
«В этом году была такая длинная и такая теплая осень, что, казалось, и зима не наступит.
Нет, наступила.
Уже и приходила несколько раз, были даже метели, заморозки, но все потом таяло, хлюпало под ногами.
Московские мостовые были как лотки с грязной снежной жижей.
Воздух города и без того тяжелый прессовался еще и выхлопными газами, которых зимой становилось больше.
<...> Все поверили, что наступила зима, когда однажды утром город покрыл пушистый снег.
Он шел тихо и празднично» [31; 137].
Лишь затем ощущение праздника, легкости и света противопоставляется на контрасте другому восприятию этой же картины восприятию старухи.
«Снег для старухи означал одно: окончательно пришла зима и как-то надо было пережить пять месяцев до следующего тепла.
Все-таки главное в
холоде ночлег у старухи был.
Ее пускал в кочегарку тоже уже пенсионер Николай.
Когда-то она учила его детей» [31; 137].
В данном случае пейзаж для автора является художественным средством в определении социально значимых проблем.
Здесь служебные функции пейзажа довольно широки.
Он может использоваться в качестве
передачи внутреннего состояния героя, обрисовки жизненной ситуации, определенного настроения, разрядки напряженного повествования или как композиционный элемент.
Эти функции, как известно, пейзаж может выполнять как в малых прозаических формах, так и в публицистике.
В рассказе «Мария Сергеевна» авторский комментарий сопровождает все повествование, причем в разной стилистической форме.
Иногда это комментарий к одной фразе: «Она не могла сказать о себе, что очень набожна.
Но ведь и у любого из нас в минуту, внезапную или тревожную, вырывается невольный возглас: «Господи!»
Вырывается из глубины сердечной.
Что-то же есть в нас, помимо нашего разума, управляющее нами в беде»
[31; 138].
Иногда попытка на основе конкретных, непосредственных ощущений героини создать общую картину жизни: «Даже при
ес ангельском характере ей было трудно вынести 98
[стр. 135]

точно легко обнаруживается присутствие публицистического начала, которое в критике обычно связывают с активизацией авторской позиции, то есть со стремлением писателей, авторов открыто высказать свое отношение к изображаемому.
Во многих рассказах В.
Крупина повествование ведется ог третьего лица, и автор как будто занят лишь описанием происходящего.
Но авторская мысль незримо ощущается в пейзажных зарисовках, в небольшом по объему комментарии, в лирических отступлениях, в диалогах героев.
В литературоведении часто подобную манеру изложения объясняют органическим сочетанием «очеркового содержания» и «художественной формы» произведения.
Так, очерковое начало можно увидеть в рассказе «Мария Сергеевна»332.
Рассказ построен на чередовании различных эпизодов (композиционный прием «монтажа»).
Кольцевая композиция придаст рассказу целостность, завершенность.
Пейзаж, с описания которого начинается повествование, нейтрален, то есть он не осложнен восприятием какого-либо героя, а, скорее, передаст ощущение автораповсствователя, его непосредственные впечатления.
Лишь затем ощущение праздника, легкости и света противопоставляется на контрасте другому восприятию этой же картины восприятию старухи: «Снег для старухи означал одно: окончательно пришла зима и как-то надо было пережить пять месяцев до следующего тепла.
Все-таки главное в
холода ночлег у старухи был».
В данном случае пейзаж служит автору художественным средством в постановке социально значимых проблем.
В этой связи хочется добавить, что служебные функции пейзажа довольно широки.
Он может использоваться в качестве
показа внутреннего состояния героя, обрисовки жизненной ситуации, передачи читателям определенного настроения, разрядки напряженного повествования или как композиционный элемент.
Эти функции, как известно, пейзаж может выполнять как в малых прозаических формах, так и в публицистике.
В рассказе «Мария Сергеевна» авторский комментарий сопровождает все повествование, причем в разной стилистической форме.
Иногда это комментарий к одной фразе: «Она не могла сказать о себе, что очень набожна.
Но ведь и у любого из нас в минуту, внезапную или тревожную, вырывается невольный возглас: «Господи!»
Вы3» Крупиы В.Н.
Мария Сергеевна/В.
Крупны //Рассказы последнего времени.
-М.: Глобус.-С.
137.


[стр.,136]

рывается из глубины сердечной.
Что-то же есть в нас, помимо нашего разума, управляющее нами в беде»333.

Иногда попытка на основе конкретных, непосредственных ощущений героини создать общую картину жизни: «Даже при
ее ангельском характере ей было трудно вынести побои и гонения от переходов в станциях метро, где промышляли просители покрепче.
Даже и в деле прошения милостыни была отлаженная система изымания части дохода.
И куда более эффективная, чем налоговая полиция.
Подходили пара парней в черных куртках, с голыми головами, говорили: «Тетка, отстегивай.
Нечего? Вали отсюда.
В следующий раз шею сломаем».
Говорили так, что не верить было нельзя»334.
В рассказе четко обозначены проблемы, волнующие автора и являющиеся актуальными на сегодняшний день: проблема нищеты («Они стояли у окна и смотрели на то, как у мусорных баков шевелятся люди.
Довели демократы страну, говорил супруг <...>Это коммуняки нам ее такой оставили, отвечала супруга); проблема одиночества в мире людей (Лора и Сергей «В общем, они никогда ни до чего не договаривались и расходились по своим комнатам: она к телевизору, он к книгам»; старуха и се дети «Вы не подумайте чего на моих детей, я от них сама попросилась в дом престарелых»); проблема отношения к старикам (в доме престарелых: «Подыхать пришла, ну и подыхай»).
И авторская позиция по отношению к этим проблемам выражена в ощущениях героя: «Сердце сжималось от жалости к старухе и от радости, что хоть чем-то он послужил ей».
Таким образом, мы можем предположить, что повествование рассказа довольно органично включает в себя и художественную образность, и очерковое содержание.
И все же повествование такого типа близко к чисто художественному, так как автор лишен возможности «открыто» заявить свою позицию, что, в свою очередь, является необходимой чертой творчества публициста.
То есть автор, уходя с первого плана по355 Крупии В.Н.
Мария Сергеевна /В.
Крупиц //Рассказы последнего времени.
М.: Глобус.
С.
137-138.
”\Тамже.-С.
139.

[Back]