побои и гонения от переходов в станциях метро, где промышляли просители покрепче. Даже и в деле прошения милостыни была отлаженная система изымания части дохода. И куда более эффективная, чем налоговая полиция. Подходили пара парней в черных куртках с голыми головами, говорили: «Тетка, отстегивай. Нечего? Вали отсюда. В следующий раз шею сломаем». Говорили так, что не верить было нельзя» [31; 139]. В рассказе четко обозначены проблемы, волнующие автора и являющиеся актуальными на сегодняшний день: проблема нищеты («Они стояли у окна и смотрели, как у мусорных баков шевелятся люди. Довели демократы страну, говорил супруг <...> Это коммуняки нам ее такой оставили, отвечала супруга»); проблема одиночества в мире людей (Лора и Сергей «В общем, они никогда и ни до чего не договаривались и расходились по своим комнатам: она к телевизору, он к книгам»; старуха и ес дети «Вы нс подумайте чего на моих детей , я от них сама попросилась в дом престарелых»); проблема отношения к старикам (в доме престарелых: «Подыхать пришла, ну и подыхай»); Авторская позиция по отношению к этим проблемам выражена в ощущениях героя: «Сердце сжималось от жалости к старухе и от радости, что хоть чем-то он послужил ей» [31; 144]. Таким образом, мы можем предположить, что повествование в рассказе довольно органично включает в себя и художественную образность, и очерковое содержание. И все же повествование такого типа близко к художественному, так как автор лишен возможности «открыто» заявить свою позицию, что, в свою очередь, является необходимой чертой творчества публициста. То есть автор, уходя с первого плана повествования, отдавая свои оценки и идеи персонажам, должен дать возможность саморазвития и его героям, и интересующей его проблеме. 99 |
рывается из глубины сердечной. Что-то же есть в нас, помимо нашего разума, управляющее нами в беде»333. Иногда попытка на основе конкретных, непосредственных ощущений героини создать общую картину жизни: «Даже при ее ангельском характере ей было трудно вынести побои и гонения от переходов в станциях метро, где промышляли просители покрепче. Даже и в деле прошения милостыни была отлаженная система изымания части дохода. И куда более эффективная, чем налоговая полиция. Подходили пара парней в черных куртках, с голыми головами, говорили: «Тетка, отстегивай. Нечего? Вали отсюда. В следующий раз шею сломаем». Говорили так, что не верить было нельзя»334. В рассказе четко обозначены проблемы, волнующие автора и являющиеся актуальными на сегодняшний день: проблема нищеты («Они стояли у окна и смотрели на то, как у мусорных баков шевелятся люди. Довели демократы страну, говорил супруг <...>Это коммуняки нам ее такой оставили, отвечала супруга); проблема одиночества в мире людей (Лора и Сергей «В общем, они никогда ни до чего не договаривались и расходились по своим комнатам: она к телевизору, он к книгам»; старуха и се дети «Вы не подумайте чего на моих детей, я от них сама попросилась в дом престарелых»); проблема отношения к старикам (в доме престарелых: «Подыхать пришла, ну и подыхай»). И авторская позиция по отношению к этим проблемам выражена в ощущениях героя: «Сердце сжималось от жалости к старухе и от радости, что хоть чем-то он послужил ей». Таким образом, мы можем предположить, что повествование рассказа довольно органично включает в себя и художественную образность, и очерковое содержание. И все же повествование такого типа близко к чисто художественному, так как автор лишен возможности «открыто» заявить свою позицию, что, в свою очередь, является необходимой чертой творчества публициста. То есть автор, уходя с первого плана по355 Крупии В.Н. Мария Сергеевна /В. Крупиц //Рассказы последнего времени. М.: Глобус. С. 137-138. ”\Тамже.-С. 139. вествования, отдавая свои оценки и идеи персонажам, должен дать возможность саморазвития и его героям, и интересующей его проблеме. * * * В повествовании, где автор-публицист представлен в качестве сеиде теляисследователя^ он сам прямо предлагает свое мнение о происшедшем. И это подругому действует на аудиторию, так как автор предстает в качестве яркой и незаурядной личности. Именно такой, второй тип организации текста, выделяемый в теории публицистики335, более характерен для публицистических работ В. Крупица. Так, например, уже по-другому воспринимается поднятая в рассказе «Мария Сергеевна» тема нищеты в публицистических заметках В. Круиина «Подайте, Христа ради» и «Наполеон в подъезде», опубликованных в «Дневнике писателя». В этих очерках мы видим особый авторский лиризм и мягкое поучение, самокритичность н иронию. Но все же автор не просто описывает какие-либо факты, а пропускает их через себя, свою душу. Здесь более четко проявляется принцип ситуативного мышления и ассоциативности. Воспоминания разного рода кажутся закономерными, цитирование народной мудрости, пословиц еще ярче иллюстрирует повествование. В рассказе «Мария Сергеевна» автор лишь комментирует образы двух своих героинь с разной судьбой нищую старуху (Да ей уже и ничего почти не надо было. Одежда и пища. Л того и другого в нынешних помойках было много) и все знающую и понимающую Ларису (ее позиция: «Государство обязано создать целую сеть социальной защищенности от подобного явления. Собирать, вывозить, лечить. Они, конечно, обовшивели все, все в заразе, они опасны как источник туберкулеза...»). В очерке «Подайте, Христа ради» автор открыто заявляет: «Но нищета духовная и нищета физическая почти разное. Достаточно увидеть совсем комфортно сидящую на т См.: Прохоров Е. Искусство публицистики /Е.П. Прохоров. М.: Советский писатель, 1984. С.298. |