В повествовании, где автор-публицист представлен в качестве свидетеля-исслсдователи, он сам предлагает свое мнение о происшедшем. И это подругому действует на аудиторию, так как автор предстает в качестве яркой и незаурядной личности. Именно такой, второй тип организации текста, выделяемый в теории публицистики [230; 298], наиболее характерен для публицистических работ В. Н. Кру пина. Так, например, уже по-другому воспринимается поднятая в рассказе «Мария Сергеевна» тема нищеты в публицистических заметках В.Н. Крупина. «Подайте, Христа ради» и «Наполеон в подъезде», опубликованных в «Дневнике писателя». В этих очерках мы видим особый авторский лиризм и мягкое поучение, самокритичность и иронию. По все же автор не просто описывает какие-либо факты, а пропускает их через себя, свою душу. Здесь более четко проявляется принцип ситуативного мышления и ассоциативности. Воспоминания разного рода кажутся закономерными, цитирование народной мудрости, пословиц еще раз иллюстрирует повествование. В рассказе «Мария Сергеевна» автор лишь комментирует поступки и мысли двух своих героинь с разной судьбой нищую старуху («Да ей и ничего почти не надо было. Одежда и нища. А того и другого в нынешних помойках было много») и все знающую и понимающую Ларису (её позиция: «Государство обязано создать целую сеть социальной защищенности от подобного явления. Собирать, вывозить, лечить. Они, конечно, обовшивели все, все в заразе, они опасны как источник туберкулеза...»). В очерке «Подайте, Христа ради» автор открыто заявляет: «Но нищета духовная и нищета физическая почти разное. Достаточно увидеть совсем комфортно сидящую на стульчике нтцуюпрофессионалку, которая гонит в шею конкурентов, чтобы задуматься о сути нищеты» [48; 38]. юо |
вествования, отдавая свои оценки и идеи персонажам, должен дать возможность саморазвития и его героям, и интересующей его проблеме. * * * В повествовании, где автор-публицист представлен в качестве сеиде теляисследователя^ он сам прямо предлагает свое мнение о происшедшем. И это подругому действует на аудиторию, так как автор предстает в качестве яркой и незаурядной личности. Именно такой, второй тип организации текста, выделяемый в теории публицистики335, более характерен для публицистических работ В. Крупица. Так, например, уже по-другому воспринимается поднятая в рассказе «Мария Сергеевна» тема нищеты в публицистических заметках В. Круиина «Подайте, Христа ради» и «Наполеон в подъезде», опубликованных в «Дневнике писателя». В этих очерках мы видим особый авторский лиризм и мягкое поучение, самокритичность н иронию. Но все же автор не просто описывает какие-либо факты, а пропускает их через себя, свою душу. Здесь более четко проявляется принцип ситуативного мышления и ассоциативности. Воспоминания разного рода кажутся закономерными, цитирование народной мудрости, пословиц еще ярче иллюстрирует повествование. В рассказе «Мария Сергеевна» автор лишь комментирует образы двух своих героинь с разной судьбой нищую старуху (Да ей уже и ничего почти не надо было. Одежда и пища. Л того и другого в нынешних помойках было много) и все знающую и понимающую Ларису (ее позиция: «Государство обязано создать целую сеть социальной защищенности от подобного явления. Собирать, вывозить, лечить. Они, конечно, обовшивели все, все в заразе, они опасны как источник туберкулеза...»). В очерке «Подайте, Христа ради» автор открыто заявляет: «Но нищета духовная и нищета физическая почти разное. Достаточно увидеть совсем комфортно сидящую на т См.: Прохоров Е. Искусство публицистики /Е.П. Прохоров. М.: Советский писатель, 1984. С.298. |