Далее мысль автора переплетается с православной мудростью старцев, с воспоминаниями из детства и молодости автора. Но все эти эпизоды связаны между собой темой милостыни: «Хотел описать нищих из воспоминаний детства, они были рады картофелине, кусочку хлеба, просили, стоя у порога, крестясь на красный угол, Христа ради, и для сравнения описать нищих времен демократии» [48; 41]. Весьма колоритно показывает В.Н. Крупин современных нтцихпрофессионалов: мать, которая рассаживает каждый день своих детей с табличкой «Нам нечего есть, умираем», а сама покупает им мороженое в дорогих магазинах; девочка, которая уже три года подряд поет одну и ту же песню, малыш с гармоникой... Для автора эти нищие настоящие «работники», которые ежедневно ходят на работу и ответственно выполняют ее. Вся статья построена на антитезе: нищета духовная нищета физическая; грехи милостыня; подвиг ради славы труд во спасение души; нищие нищие профессионалы; нищие прошлого нищие настоящего... Все это приводит автора к мысли: «Ничуть я не осуждаю никого и воспитывать не собираюсь, просто поневоле бросается в глаза падение нравов и эксплуатация милосердия. Профессиональные нищие обирают настоящих. А их много» [48; 42]. Автор говорит о том, что настоящие нищие стыдятся своей нищеты (вспомним Марию Сергеевну из одноименного рассказа): «...Он (Сергей Николаевич) все пытался заглянуть старухе в лицо, но та всегда отворачивалась»), но нищие-профессионалы выставляют свою нищету на всеобщее обозрение: "В теперешних нищих <...> есть прилипчивая назойливость, как цыгане они пристают и требуют денег» [48; 42]. Обобщая все сказанное ранее, автор, как публицист, делится своими выводами с читателями. «И все-таки надо помнить: день без милости потерянный день. Подайте на хлеб, на соль, на спички. Не гонитесь за тем, чтоб кто-то заметил вашу милостыню. В милостыне много духовности, это не взятка, в ко101 |
стульчике нишую-профессиоиалку, которая гонит в шею конкурентов, чтобы задуматься о сути нищеты»336. Далее мысль автора переплетается с православной мудростью старцев, с воспо• минаниями из детства и молодости автора. Но все эти эпизоды связаны между собой темой милостыни: «Хотел описать нищих из воспоминаний детства, они были рады картофелине, кусочку хлеба, просили, стоя у порога, крестясь на красный угол, Христа ради, и для сравнения описать нищих времен демократии»337. • Весьма колоритно показывает В. Крупин современных нищих-профессионалов: мать, которая рассаживает каждый день своих детей с табличкой «Нам нечего есть, умираем», а сама покупает им мороженое в дорогих магазинах; девочка, которая уже три года подряд поет одну и ту же песню, малыш с гармоникой... Для автора эти нищие настоящие «работники», которые ежедневно ходят на работу и ответственно выполняют ее. Вся статья построена на антитезе: нищета духовная нищета физическая; грехи — милостыня; подвиг ради славы труд во спасение души; нищие -нищиепрофессионалы; нищие прошлого нищие настоящего... Все это приводит автора к мысли: «Ничуть я нс осуждаю никого и воспитывать не собираюсь, просто поневоле V бросается в глаза падение нравов и эксплуатация милосердия. Профессиональные 114 нищие оттирают настоящих. А их много» . Автор говорит о том, что настоящие нищие стыдятся своей нищеты (вспомним Марию Сергеевну из одноименного рассказа): «...Он (Сергей Николаевич. О.Б.) все пытался заглянуть старухе в лицо, но та всегда отворачивалась»), но нищиепрофессионалы выставляют свою нищету на всеобщее обозрение: «В теперешних нищих <...> есть прилипчивая назойливость, как цыгане они пристают и требуют денег». Обобщая все сказанное ранее, автор, как настоящий публицист, делится своими выводами с читателями: «И все-таки надо помнить: день без милости потерянный • ** ** Крути В.Н. Подайте, Христа ради! /В. Крупин //Дневник писателя. 1996. Март-апр. С.38. ,,7.Там же.-С.41. ш Там жс.-С.42. 138 день. Подайте на хлеб, на соль, на спички. Не гонитесь за тем, чтоб кто-то заметил вашу милостыню. В милостыне много духовности, это не взятка, в которой всегда корысть и расчет. Даже не подарок, это милостыня (курсив автора. О.Б.), она важнее вам, а не тому, кто ее принимает»339. Подтверждение этому мы находим в книге Н.Пестова «Современная практика православного благочестия»: «...Самое слово «милостыня» показываег, что она должна быть делом и жертвою сердца, и подаваемая с умилением или сожалением о бедственном состоянии нищего. Любви свойственно радоваться при оказании помощи любимому»340 341. Таким образом, повествование автора, не связанное каким-либо хронологическим порядком, хронологическими рамками, свободно и непринужденно подводит нас к глубокой мысли очерка. Автор, образом которого и определяются все черты повествования, стиля и манеры письма, предстает перед нами в качестве человека глубоко религиозного, православного. Об этом говорят и авторские вопросы самому себе: «Хорошо ли, что я напоминаю о том случае, наверное, плохо...»; «Уж как я хотел описать свой, казалось мне, подвиг, о том, как я возил из центра Москвы кости и черепа в Никольское, но разве это подвиг?»; «От мирского суда откупишься, а от смерта?» Рассказывая о нищих, вернее, о просящих милостыню, автор пытается достучаться до души каждого читателя. Ведь публицистика направлена на то, чтобы формировать общественное мнение, чтобы влиять на происходящие в обществе события. Очерк заканчивается словами, обращенными к людям вообще и к каждому человек)' конкретно: «И сами мы <...> разве не ждем милости от Бога? Именно так и говорится в ежедневном прошении литургических молитв, обращенных к Господу: ... и ожидающих от Тебе великия и богатыя милости» (курсив автора. О.Б.) 342. Эта же тема затрагивается и в очерке «Наполеон в подъезде». Поводом к написанию послужило воспоминание автора о его поездке в Париж пять лет назад. Тогда 339 Крупиц В.Н. Подайте, Христа ради! /В. Крупиц //Дневник писателя. 1996. Март-апр. С.43. 340 Пестов Н.Е. Современная практика православного благочестия: Опыт построения христианского миросозерцания: В 2-х т /Н.Е. Пестов. СПб: Сатисъ, 2002. Т. 1. С. 520. 341 Крупин В.Н. Подайте, Христа ради! /В. Крупиц //Дневник писателя. 1996. Март-апр. С.38-40. ш Там же. С.43. |