Чистота внешняя и чистота души это разные вещи. Цель писателя доказать, что в пишете виновато все общество, а, значит, избавиться от нищеты, быть достойным государством не просто в интересах всего общества, но и его святая обязанность. Вспоминая все ту же поездку в Париж, В.Н. Крупин предлагает нашим властям разрешить бездомным ночевать в метро, как это делают на западе. Тогда решится хотя бы одна важная для них проблема ночлег. Таким образом, мы можем отметить, что в данном очерке используются многие публицистические средства: яркость впечатлений, эмоциональность, острота мысли автора, размышления и рекомендации. Все это помогает публицисту заявить о себе как о личности, быть своеобразным исследователем современного исторического периода, оказывать влияние на формирование общественного мнения. Подобный тип повествования, где писатель являегся исследователем, характеризуется еще и тем, что автор становится для читателя посредником между действительностью и теми выводами, результатами, к которым он пришел. Автор стремится, чтобы читатель также смог осознавать себя соисследователем, чтобы ему не казалось, что писатель навязывает свою точку зрения насильно. В публицистике журналист (или создатель произведения) и его авторское «я», как правило, полностью совпадают, хотя образ автора помимо композиционно-речевой имеет и другие функции (информирование, непосредственное описание, оценка, анализ, убеждение и другие). В отличие от публицистики, в «художественной литературе законом становится именно несовпадение реальной личности писателя и лица, от имени которого ведется рассказ. Писатель как бы специально конструирует образ автора, организующий нередко сложное полифоническое повествование» [264]. Анализируя очерки и рассказы В.Н. Крупина, мы пришли к выводу о том, что, в произведениях малой формы все чаще наблюдается совпадение героярассказчика и самого автора. Почти все последние рассказы написаны от перво104 |
венный эффект, их метафорический смысл усиливает трагизм ситуации, придает им характер символического предостережения. Чистота внешняя и чистота души это разные вещи. Цель автора доказать, что в нищете виновато все общество, а, значит, избавиться от нищеты, быть достойным государством нс просто в интересах всего общества, но и его святая обязанность. Вспоминая все ту же поездку в Париж, В. Крупнн предлагает нашим демократам разрешить бездомным ночевать в метро, как это делают на западе. Тогда решится хотя бы одна важная для них проблема ночлег. Таким образом, мы можем отмстить, что в данном очерке используются многие публицистические средства: яркость впечатлений, эмоциональность, острота мысли автора, размышление и рекомендации. Все это помогает публицисту заявить о себе как о личности, быть своеобразным исследователем современного исторического периода, оказывать влияние на формирование общественного мнения. Подобный тип повествования, где публицист является исследователем, характеризуется еще и тем, что автор становится для читателя как бы посредником между действительностью и теми выводами, результатами, к которым он пришел. Автор стремится, чтобы читатель также смог осознавать себя со-исслсдоватслсм, чтобы ему не казалось, что публицист навязывает свою точку зрения насильно. В публицистике журналист (или создатель произведения) и его авторское «я», как правило, полностью совпадают, хотя образ автора помимо композиционноречевой имеет и другие функции (информирование, непосредственное описание, оценка, анализ, убеждение и др.). В отличие от публицистики, в «художественной литературе законом становится именно несовпадение реальной личности писателя и лица, от имени которого ведется рассказ. Писатель как бы специально конструирует образ автора, организующий нередко сложное полифоническое повествование»345. 345 Салганик Г.Я. Стилистика русского языка: Уч. пособие для общеобразов. уч. заведений /Г.Я. Солганик. М.: Дрофа, 1996.-С. 228. * * * Анализируя очерки и рассказы В. Крупина, мы пришли к выводу о том, что в произведениях малой формы этого автора в последнее время все чаще наблюдается ф принципиальное совпадение гсроя-рассказчика и самого автора. Почти все последние рассказы написаны от первого лица, и события, описываемые автором, отражают реальные эпизоды жизни писателя или людей, которых он действительно знает или знал. Повествование ведется сквозь призму авторского «я». И именно это авторское • «я» несет в себе глубокое содержание, определяет стиль и тональность произведения, выполняет большую психологическую нагрузку. Отсюда и особое восприятие рассказов. Ярким примером такого повествования может быть автобиографичный рассказ «Пишут и пишут, и думают, что работают». С первых строк автор обращается к читателям: «Сразу объясняю, что в заголовке стоят слова монахини Ефросинии, одной из последних населышц Дивеевской общины»346. Таким образом, заявлено, что повествование ведется от первого лица и главным героем является автор-рассказчик. О публицистическом начале этого рассказа говорит и упоминание реальных людей (матушка Ефросиния, литературовед Пегр Пал невский, критик Валентин Курбатов, поэт <• Владислав Артемов). Да и место действия реальный город, бывший «Арзамас-16», который и есть Сэров. В рассказе описано посещение Дивеевской общины и матушки Ефросинии, у которой хранится горшочек ев. преподобного Серафима. В этом горшочке матушка хранит сухарики, что сушит сама, и одаривает ими того, кто ей нравится. Тема разговора посетителей обители и матушки заявлена уже в заглавии. Матушка нс считает «писательство» серьезной работой. Для нее важнее работа реальная «...Храм-то складом сделали. Вот и выгрести все хотя бы для начала из нижнего помещения, вытаскать вес, очистить. Вон вы какие здоровущие!»347 Однако сухариков своих гостям дала: «По канавкс-то все ж таки прошли» (по канавке Божией Ма346 Крупин В.Н. Пишут и пишут, и думают, что работают /В. Крупиц //Рассказы последнего времени. М.: Глобус, 2001.-С. 146. 347 Там же.-С. 147. 142 |