Проверяемый текст
Белова Ольга Павловна. Своеобразие художественно-публицистической манеры Владимира Крупина (Диссертация 2004)
[стр. 107]

го лица, и события, описываемые автором, отражают реальные эпизоды жизни писателя или людей, которых он действительно знает или знал.
И именно это авторское «я» несет в себе глубокое содержание, определяет стиль и тональность произведения, выполняет большую психологическую нагрузку.
Отсюда и особое восприятие рассказов.
Ярким примером такого повествования может быть
рассказ «Отец, я еще здесь» (2005).
«Уже давно меня никуда не тянет, только на родину, в милую Вятку, и в Святую землю.
Святая земля со мною в молитвах, в церкви, а родина...
родина тоже близка.
И если в своем родном селе, где родился, вырос, откуда ушел в армию, в Москву, бываю все-гаки часто, то на родине отца и мамы не был очень давно.
И однажды ночью, когда стиснуло сердце, понял: надо съездить.
<...> Надо ехать, надо успеть» [43; 216].
Пейзаж, с описания которого начинается повествование, нейтрален, то есть он не осложнен восприятием какого-либо героя, а, скорее,
передает ощущение автораповествователя, его непосредственные впечатления.
«Закрою глаза черемуха цветет за околицей.
И памятью слуха слышу слабый лепет лесных ручейков, шуршание лиловых колокольчиков, шум берез и переплеск осин, слышу трепещущего в синеве жаворонка, а ночью впиваюсь слухом в гремящего на всю округу соловья, жарким днем стрекочут кузнечики во ржи...» [43; 216].
«Памятью зрения, которого оказалось очень много во мне, я вижу в подробностях улицы и переулки моего села, берега реки, заречные дали, тропинки, почерневшие от времени, необхватные березы по сторонам Великого Сибирского тракта, избы и дома под тесовыми крышами, вижу молодых родителей, братьев и сестер, друзей...» [43; 216].
Биографическая линия, нередко присутствующая в произведениях малой формы В.Н.
Крупина, помогает обнаружить связь времен, служит дополнительным аргументом достоверности и правдивости описанного в произведении
и проявлением лирического начала.
105
[стр. 135]

точно легко обнаруживается присутствие публицистического начала, которое в критике обычно связывают с активизацией авторской позиции, то есть со стремлением писателей, авторов открыто высказать свое отношение к изображаемому.
Во многих рассказах В.
Крупина повествование ведется ог третьего лица, и автор как будто занят лишь описанием происходящего.
Но авторская мысль незримо ощущается в пейзажных зарисовках, в небольшом по объему комментарии, в лирических отступлениях, в диалогах героев.
В литературоведении часто подобную манеру изложения объясняют органическим сочетанием «очеркового содержания» и «художественной формы» произведения.
Так, очерковое начало можно увидеть в рассказе «Мария Сергеевна»332.
Рассказ построен на чередовании различных эпизодов (композиционный прием «монтажа»).
Кольцевая композиция придаст рассказу целостность, завершенность.
Пейзаж, с описания которого начинается повествование, нейтрален, то есть он не осложнен восприятием какого-либо героя, а, скорее,
передаст ощущение автораповсствователя, его непосредственные впечатления.
Лишь затем ощущение праздника, легкости и света противопоставляется на контрасте другому восприятию этой же картины восприятию старухи: «Снег для старухи означал одно: окончательно пришла зима и как-то надо было пережить пять месяцев до следующего тепла.
Все-таки главное в холода ночлег у старухи был».
В данном случае пейзаж служит автору художественным средством в постановке социально значимых проблем.
В этой связи хочется добавить, что служебные функции пейзажа довольно широки.
Он может использоваться в качестве показа внутреннего состояния героя, обрисовки жизненной ситуации, передачи читателям определенного настроения, разрядки напряженного повествования или как композиционный элемент.
Эти функции, как известно, пейзаж может выполнять как в малых прозаических формах, так и в публицистике.
В рассказе «Мария Сергеевна» авторский комментарий сопровождает все повествование, причем в разной стилистической форме.
Иногда это комментарий к одной фразе: «Она не могла сказать о себе, что очень набожна.
Но ведь и у любого из нас в минуту, внезапную или тревожную, вырывается невольный возглас: «Господи!» Вы3» Крупиы В.Н.
Мария Сергеевна/В.
Крупны //Рассказы последнего времени.
-М.: Глобус.-С.
137.


[стр.,142]

* * * Анализируя очерки и рассказы В.
Крупина, мы пришли к выводу о том, что в произведениях малой формы этого автора в последнее время все чаще наблюдается ф принципиальное совпадение гсроя-рассказчика и самого автора.
Почти все последние рассказы написаны от первого лица, и события, описываемые автором, отражают реальные эпизоды жизни писателя или людей, которых он действительно знает или знал.
Повествование ведется сквозь призму авторского «я».
И именно это авторское • «я» несет в себе глубокое содержание, определяет стиль и тональность произведения, выполняет большую психологическую нагрузку.
Отсюда и особое восприятие рассказов.
Ярким примером такого повествования может быть
автобиографичный рассказ «Пишут и пишут, и думают, что работают».
С первых строк автор обращается к читателям: «Сразу объясняю, что в заголовке стоят слова монахини Ефросинии, одной из последних населышц Дивеевской общины»346.
Таким образом, заявлено, что повествование ведется от первого лица и главным героем является автор-рассказчик.
О публицистическом начале этого рассказа говорит и упоминание реальных людей (матушка Ефросиния, литературовед Пегр Пал невский, критик Валентин Курбатов, поэт <• Владислав Артемов).
Да и место действия реальный город, бывший «Арзамас-16», который и есть Сэров.
В рассказе описано посещение Дивеевской общины и матушки Ефросинии, у которой хранится горшочек ев.
преподобного Серафима.
В этом горшочке матушка хранит сухарики, что сушит сама, и одаривает ими того, кто ей нравится.
Тема разговора посетителей обители и матушки заявлена уже в заглавии.
Матушка нс считает «писательство» серьезной работой.
Для нее важнее работа реальная «...Храм-то складом сделали.
Вот и выгрести все хотя бы для начала из нижнего помещения, вытаскать вес, очистить.
Вон вы какие здоровущие!»347 Однако сухариков своих гостям дала: «По канавкс-то все ж таки прошли» (по канавке Божией Ма346 Крупин В.Н.
Пишут и пишут, и думают, что работают /В.
Крупиц //Рассказы последнего времени.
М.: Глобус, 2001.-С.
146.
347 Там же.-С.
147.
142

[стр.,143]

тори).
Чтобы читатели поняли, чем ценны эти сухарики для посетителей обители и почему матушка Ефросиния дала их, В.
Крупны рассказывает читателям о канавке Божией Матери: «Божия Матерь посетила Дивеево, обошла монастырь, следы се «стопочек» были отмечены позднее прокопанной канавкой, и вдоль канавки многие десятки лет идут с молитвой «Богородице Дево» тысячи и тысячи верующих.
<...> Батюшка Серафим заказывал так: «Прочтешь «Богородицу» сто пятьдесят раз, пройдешь вдоль канавки, тут тебе и Иерусалим, и вся Святая земля»348.
Канавка Божией Матери действительно существующий факт.
Это также дает нам право говорить о реальности происходящего в рассказе, а, следовательно, о его публицистичности.
Автор вспоминает это путешествие, вспоминает уже умершую матушку и ее слова.
У каждого своя работа, но не бывает ли так, что люди только думают, что работают? Ведь у каждой работы должен быть результат.
Л есть ли толк от нашей работы? вот о чем пытается спросить автор у каждого читателя.
Рефреном повторяются слова матушки и в заключение рассказа: «Л мы пишем и пишем.
И думаем, что работаем».
Таким образом, в этом рассказе явно присутствует публицистическое, точнее очерковое начало.
Еще Горький говорил, что очерк находится «где-то» между исследованием и рассказом, «очерк приближается к рассказу, а часто и неотделим от рас349 сказа» .
Биографическая линия, нередко присутствующая в произведениях малой формы В.
Крупина, помогает обнаружить связь времен, служит дополнительным аргументом достоверности и правдивости описанного в произведении,
а следовательно, публицистического начала.
Образ автора в художественном произведении, сам автор и его «я» в публицистике несут в себе определенный «посыл», который может быть направлен только на читательскую аудиторию.
Своеобразие авторской позиции, авторской манеры изложения зависит оттого, какими способами и средствами общения с читателем пользуется автор.
Крупин В.Н.
Пишут и пишут, и думают, что работают /В.
Крупны //Рассказы последнего времени.
М.: Глобус, 2001.-С.
146.
*** Горький А/.
Учиться надобно у мастеров /М.
Горький //Вопросы литературы.
1964.-/62.
С.98.

[Back]