Проверяемый текст
Белова Ольга Павловна. Своеобразие художественно-публицистической манеры Владимира Крупина (Диссертация 2004)
[стр. 112]

соответствующим образом настроить свое восприятие, эта реконструкция представляет собой продукт собственного опыт адресата и неизбежно создает для текста новую смысловую среду» [97; 3].Вослриятие художественных и публицистических произведений В.Н.
Крупина неотделимо от того, как эти тексты (произведения) отложились в собственно культурной памяти читателей и определили способность воспринимать и формировать смыслы.
Нередко в своих произведениях В.Н.
Крупин использует прямые обращения и прямые вопросы, адресованные как всем читателям, так и определенному (конкретному) кругу людей.
Например, в очерке
«Четверовластники» автор обращается к демократам-журналистам: «Кого боитесь, господа? Вы же здесь хозяева, в этой стране, вы вошли в нес, оккупировали людей и их же боитесь? 'Го есть не все одурачены? Нет, вы боитесь за свои шкуры.
Но не вы ли воспели проституток, не вы ли назвали бандитов боевиками, мошенников и спекулянтов предпринимателями, брали интервью у всякой шпаны, рассказывали в газетах способы изготовления наркотиков, в кино и на своем телевидении показывали и объясняли множество способов убийств и пыток, не вы ли? Рассказывали обо всем этом смеясь, взяв за обычай тон развязный, ироничный, циничный.
Не вы ли
выставляли на обзор порнографию, назвав ее эротикой?...Чего же вам сердиться, что разбуженный зверь иногда хочет кушать?» [66].
Примеров подобных синтаксических конструкций, которые автор использует в качестве средства общения с читателями, можно привести немало.
Обращения, прямые вопросы, встречающиеся в ткани повествования, имеют определенную функцию.
Автор как
бы предугадывает мысли читателя, собеседника, быстро реагирует на возможные вопросы, дает свои ответы, убеждает читателя, доказывает свою точку зрения.
Подобные стилистические фигуры необходимы автору, чтобы наметить основные направления разработки темы и направить читателя по верному пути восприятия текста.
по
[стр. 144]

5.7.
Выразительные ресурсы публицистики Публицистическое творчество имеет своей задачей не только формирование общественного мнения, но и информирование и идеологическое воспитание читателей, направленное на их социальную активизацию.
В очерках и статьях факты, события, явления не только воспроизводятся, но и служат поводом для авторских размышлений, обобщений, постановки каких-либо проблем.
В то же время при создании публицистического образа автору важно не только опираться на определенные факты, характеризующие явление с разных сторон, но и попытаться дать их образную трактовку посредством ресурсов образно-экспрессивного языка.
Являясь особым типом творчества, публицистика обладает огромным арсеналом средств для осуществления двух своих главных функций информирования и воздействия.
Воздействующая функция публицистики особенно ярко проявляется в синтаксисе.
Из огромного репертуара синтаксических конструкций публицистика использует те, которые носят оценочный характер и обладают особой выразительностью, экспрессией, значительным потенциалом воздействия.
Также, говоря о специфике публицистического творчества, необходимо помнить, что оно основано на единстве рационального и эмоционального восприятия, их нерасчлененности.
Рассмотрим использование В.
Крупиным в публицистике различных синтаксических конструкций и других стилистических фигур, которые помогают автору найти своеобразные способы и средства общения с читателем.
* * * Очень часто в публицистических работах В.
Крупнна можно встретить прямые обращения и прямые вопросы, адресованные как всем читателям, так и определенному (конкретному) кругу людей.
Например, в очерке
«Четверовластннки» публицист обращается к демократамжурналистам: «Кого боитесь, господа? Вы же здесь хозяева, в этой стране, вы вошли в нее, оккупировали людей и их же боитесь? То есть не все одурачены? Нет, вы бои

[стр.,145]

тесь за свои шкуры.
Но не вы ли воспевали проституток, нс вы ли называли бандитов боевиками, мошенников и спекулянтов предпринимателями, брали интервью у всякой шпаны, рассказывали в газетах способы изготовления наркотиков, в кино и на своем телевидении показывали и объясняли множество способов убийств и пыток, не вы ли? Рассказывали обо всем этом смеясь, взяв за обычай тон развязный, ироничный, циничный.
Не вы ли
выставили на обзор порнографию, назвав ее эротикой? Ну и так далее.
Чего же вам сердиться, что разбуженный зверь иногда хочет кушать?»350 Или в очерке «Залепить уши воском», говоря о предвыборной кампании, Крупин утверждает, что «уровень вранья, и без того высокий, будет расти непрерывно».
Автор не просто рассуждает о тех, кто борется за власть, и о тех, кто ее уже имеет и пытается всеми силами удержать.
Он ведет оживленную беседу с читателями, задаст им множество вопросов, ответы на которые всем известны.
Озвучивая эти ответы, публицист как бы строит систему доказательств и подтверждения своей точки зрения: «И много теперь счастья в шахтерских семьях? Им уж не до политики, им бы только выжить.
<...> Но кто сейчас мешает этой партии бороться с жульем и ворьем, с преступностью? Никто.
Да и надо бы бороться, но некогда.
А чем заняты? Как чем? Враньем, продвижением к выборам.
<....> У нас, вообще, почему все идет кое-как, через пень-колоду? Потому что начальство занято двумя вещами: первое захватить власть, второе ее удержать.
<...> Снять привилегии пойдут ли во власть? Ответ: пойдут.
<...> Банкир (или мафиози) делает этого кандидата своим, шестеркой.
Он против него потом ни в какой Думе не вякнет, он ему любую бумагу достанет.
Разве не так?»351 Примеров подобных синтаксических фигур, которые автор использует в качестве средства общения с читателями, огромное множество.
Обращения, прямые вопросы, встречающиеся в ткани повествования, имеют определенную функцию.
Автор как
>50 Крупин В.Н.
Четверовластники /В.
Крупин //Дневник писателя.
1996.
Янв.
С.
51.
151 Крупин В.Н.
Залепить уши воском /В.
Крупин//Дневник писателя.
1996.
Янв.
С.
52-53.


[стр.,146]

бы предугадывает мысли читателя, собеседника, быстро реагирует на возможные вопросы, дает свои ответы, убеждает и доказывает свою точку зрения.
Подобные фигуры необходимы автору, чтобы наметить основные направления разработки темы и направить читателя по верному пути восприятия.
* * *
Несколько иную функцию выполняют также часто встречающиеся у В.
Крупина риторические вопросы.
Они способствуют оживлению повествования, создают впечатление беседы автора и читателя, обмена их мнениями.
Однако риторические вопросы не требуют ответа, они лишь призваны привносить экспрессию.
Приведем в качестве примеров несколько риторических вопросов из публицистики В.
Крупина: Разве мы перестали быть смертными, разве кому-то удавалось захватить в могилу зарплату' и привилегии, звания и награды, разве кого-то похоронили не в одном, а в трех костюмах с тремя галстуками? Но как спастись? <...> Но как ступить на эти пути? Постом и молитвой, исповедью и причащением?352 Замечали ли вы, как дети улучшают нас?353 Разве не таково желание множества людей?354 Разве нс мстила земля за варварское к ней отношение? Как можно было докатиться до такого убеждения, что надо не ждать от нее милостей, а брать их насильно?355 Чего же ждать от молодых людей, если они в плену чудовищного количества ненужных знаний, которые абсолютно нигде не понадобятся?356 Всем все известно, но тогда почему же работа над проектами гигантских равнинных станций продолжается, а комитет по атомной энергии, как в былые вре353 Крупиы В.Н.
Крест и пропасть/В.
Крупиц //Свет любви.
М.: Современник, 1990.
-С.584-585.
353 Крупии В.Н.
Технология ссоры /В.
Крупиц //Свет любви.
М.: Современник, 1990.
С.
561.
354 Крупии В.Н.
Четверовластники /В.
Крупин //Дневник писателя.
1996.
Яне.
С.
52.
355 Крупиц В.Н.
В согласии с совестью /В.
Крупин //Свет любви.
М.: Современник, 1990.
С.
490.
356 Крупиц В.
Н.
Душа обязана трудиться /В.
Крупин //Свет любви.
М.: Современник, 1990.
С.
492.

[Back]