Проверяемый текст
Белова Ольга Павловна. Своеобразие художественно-публицистической манеры Владимира Крупина (Диссертация 2004)
[стр. 114]

термин возник в советском литературоведении конца 20-х начала 30-х годов, когда был введен в обиход новый аспект исследования, связанный с изучением разных композиционных типов речи устной и письменной, монолога и диалога.
Такой подход был, несомненно, новаторским: в
поле зрения ученых оказались пласты, практически не разработанные.
Рассмотрение литературного произведения в таком необычном разрезе показало, что серьезные потенции таятся
не только в использовании литературой традиционных изобразительновыразительных средств, но и в освоении некоторых риторических приемов.
<...> Для обозначения этого явления за неимением устоявшегося термина в качестве рабочего определения может быть выдвинуто понятие
«полемизм»»[246; 93] .
Мы можем утверждать, что «полемизм» как явление, характеризующее особый характер
публицистичекого обращения, присутствует в публицистике и произведениях малой прозы В .11.Круп и на.
Это выражается в том, что отношения автора и читателя устанавливаются непосредственно, напрямую (об этом мы
говорили выше).
Кроме того, В.Н.
Крупии, открыто заявляя и отстаивая свою позицию, развивает мысль и строит повествование так, что оно, зачастую, предполагает противостояние мнений читателя и повествователя, несет возможность спора, а таюке «предусматривает отражение читательского мнения в повествовании от лица автора путем вторжения в его монолог диалогических элементов» [246; 94] .
В публицистических произведениях, как впрочем, и во многих рассказах В.Н.
Крупин использует богатый арсенал риторических средств: параллелизм предложений, инверсию, анафору, эпифору, антитезу, восклицания и другие стилистические фигуры.
Примеры восклицаний в произведениях писателя: «Мы столько знаем, что дальше некуда знать!» [16; 495].
«Крепкая семья основа государства.
Крепите семью!»
[35; 571].
«Милая Вятка, быть бы тебе главной рекой Руси.
Но как стало считаться, что не Кама впадает в Вятку, а Вятка в Каму, 112
[стр. 147]

мена, вне критики и общественного контроля? Что, так и будем ждать новых несчастий, дабы окончательно поверить в то, что больше строить ЛЭС нельзя? Лозунг «Все для блага человека» вызывает гордость и уважение, но доколе же на местах конкретные функционеры будут дискредитировать его болтовней, нерешительностью, халатностью?357 Или еще один пример.
Анализируя современную политическую ситуацию, В.
Крупин приходит к выводу, что нс власти двигают страной.
Финал очерка остается открытым, автор обращается с вопросом к читателям: «...есть хоть один человек, который прочел хотя бы треть указов президента? А есть хоть один указ, который выполнен?»358 Публицист использует риторические вопросы, чтобы дать повод читателю осмыслить прочитанное и сформировать свое мнение по данному вопросу.
И прямые, и риторические вопросы, органично вживленные в ткань повествования, дают нам основание предположить, что такие произведения построены по типу разговорной речи, по типу диалога.
Автор высказывает определенный тезис, затем задается вопросом о его справедливости.
Вопросы оживляют изложение, придают особую экспрессию.
По мнению профессора Солганика Г.Я., вопросо-ответное построение «типично для современной публицистики», так как оно «легче воспринимается читателем»359.
Исследователь публицистики М.
Стюфлясва, рассматривая использование различных синтаксических и риторических конструкции в публицистическом тексте, обратила внимание на явление «внутримонологической диалогнзации».
В своей работе «Поэтика публицистики» она пишет: «Этот термин возник в советском литературоведении конца 20-х начала 30-х годов, когда был введен в обиход новый аспект исследования, связанный с изучением разных композиционных типов речи устной и письменной, монолога и диалога.
Такой подход был, несомненно, новаторским: в
но357 Крупии В.Н.
Слово это тоже дело /В.
Крупин //Свет любви.
М.: Современник.
С.
572.
358 Крупин В.Н.
Залепить уши воском /В.
Крупин //Дневник писателя.
1996.
Янв.
С.
53.
351 Сагганик Г.Я.
Стилистика русского языка: Уч.
пособ.
для обшеобраз.
уч.
заведений /Г.Я.
Солганик.
М.: Дрофа.
1996.
-С.223.


[стр.,148]

ле зрения ученых оказались пласты, практически нс разработанные.
Рассмотрение литературного произведения в таком необычном разрезе показало, что серьезные потенции таятся
нс только в использовании литературой традиционных изобразительно-выразительных средств, но и в освоении некоторых риторических приемов.
<...> Для обозначения этого явления за неимением устоявшегося термина в качестве рабочего определения может быть выдвинуто понятие
“полем изм”»360.
Мы можем утверждать, что «полемизм» как явление, характеризующее особый характер
публицистического обращения, присутствует в публицистике Б.
Крупипа.
Это выражается в том, что отношения автора и читателя устанавливаются непосредственно, напрямую (об этом мы
не раз говорили выше).
Кроме того, В.
Крупип открыто заявляя и отстаивая свою позицию, между тем развивает мысль и строит повествование так, что оно, зачастую, предполагает противостояние мнений читателя и повествователя, несет возможность спора, а также «предусматривает отражение читательского мнения в повествовании от лица автора путем вторжения в его монолог диалогических элементов»361.
* * *
В своих публицистических произведениях, как впрочем, и во многих рассказах, В.
Крупии использует богатый арсенал риторических средств: параллелизм предложений, инверсию, анафору, эпифору, антитезу, восклицания и другие стилистические фигуры.
Например, восклицания: Мы столько знаем, что дальше некуда уже знать!362 Крепкая семья основа государства.
Крепите семью!363
Молодой человек, мужчина, брат мой! <...> Не обольщайся способностью выпить много и нс опьянеть вздор!364 и др.
^ Стюф.мева М.И.
Поэтика публицистики /М.И.
Стюфляева.
Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1975.
-С.93-94.
161 Там же.
С.94.
ш Крупиц В.Н.
Душа обязана трудиться /В.
Крупны //Свет любви.
М.: Современник, 1990.
С.495.
Х63 Крупин В.Н.
Нс красна изба углами, а красна пирогами /В.
Крупии //Свет любви.
М.: Современник, 1990.
-С.571.
364 Крупии В.Н.
Душа дороже ковша /В.
Крупин //Свет любви, М.: Современник.
1990.
С.
522.

[Back]