Проверяемый текст
Белова Ольга Павловна. Своеобразие художественно-публицистической манеры Владимира Крупина (Диссертация 2004)
[стр. 115]

а Кама в Волгу, что у Вятки вроде бы и статус реки стал областным.
Но какая река! Но какая мощь в этом спокойном неостановимом течении, какая красота в берегах!» [43; 224].
Параллельные анафорические синтаксические
консгрукции: «Надо радоваться, что писатели берут на себя труд сбора и употребления редких для кого-то, а для кого-то обычных слов.
<...> Надо радоваться, что живут писатели, которым даже
не надо специально слушать и собирать слова, они их знают, они с ними живут» [22; 527].
«Приходит малыш в семью.
Приходит радость и громадный труд.
Приходят тревоги»
[61; 564].
В приведенных примерах мы обращаем внимание на параллельное строение предложений (выделено
полужирным шрифтом).
Подобное построение предложений придает повествованию особую эмоциональность: благодаря анафоре и параллелизму мысль стремительно развивается, усиливается убеждающая и воздействующая ее сила.
Нередко в
публицистических работах и рассказах В.Н.
Крупина встречается инверсионное построение предложений (непрямой порядок слов), а также эллипсис (пропуск слова).

«(Я) Только что вернулся со встречи с молодыми писателями» [15; 522].
«Тургенев не против местных слов выступал, а против коверкания русского языка...»
[22; 524].Инверсионное построение фразы и эллипсис как синтаксические фигуры создают атмосферу неторопливого повествования.
Автор использует присоединительные конструкции.
«И пыль, и грохот, и жара, и
это!' незабываемый, одуряющий запах встревоженной земли, перемолотой соломы и свежего зерна...» [9; 486].
«Даже самые изощренные издевательства над собой не могут сравниться с алкоголем: он разденет, он обесчестит, он опозорит, он живого в гроб загонит»
[15; 523].
«Но никуда не денешься, техника нужна.
Как и строительство, как и транспорт, как и эта вся телемеханика и радиоэлектроника...»
[32; 529].
Присоединительные конструкции делают речь живой, естественной, близкой обычной разговорной.

из
[стр. 149]

Параллельные анафорические синтаксические конструкции: Мы, в СССР, думается в деле охраны природы более в тяжелом положении, чем вы.
Мы, экологи, безгласны.
Мы нс имеем своих независимых печат-Ф ных изданий <...>.
Мы до сих пор не можем сказать о том, что дальнейшая химизация земли калечит наследственную природу человеческого организма.
<...> Мы ходим и ездим по своей земле, как по гигантскому кладбищу, на котором нет даже надгробных памятников365.
>• Но скажут мне: ты ж писал в те годы, что пил.
Да, писал.
И писал, как пил, запоем.
И писал плохо366.
Приходит малыш в семью.
Приходит радость и громадный труд.
Приходят тревоги367.

Надо радоваться, что писатели берут на себя труд сбора и употребления редких для кого-то, а для кого-то обычных слов.
<...> Надо радоваться, что живут писатели, которым даже
нс надо специально слушать и собирать слова, они их знают, они с ними живут368.
В приведенных примерах мы обращаем внимание на параллельное строение предложений (выделено
курсивом).
Подобное построение придает повествованию особую эмоциональность: благодаря анафоре и параллелизму мысль стремительно (• развивается, усиливается убеждающая и воздействующая ее сила.
Нередко в
публицистике В.
Крупина встречается инверсионное построение предложений (непрямой порядок слов), а также эллипсис (пропуск слова).

Например: СЯ) Только что вернулся со встречи с молодыми писателями369.
Тургенев не против местных слов выступал, а против коверкания русского языка...370
м Крупич В.Н.
Ми живем или выживаем?/В.
Крупии //Свет любви.
-М.: Современник, 1990.-С.
496-497.
366 Крупип В.
II.
Душа дороже ковша/В.
Крупиц //Свет любви.
М.: Современник, 1990.-С.
522.
ш Крупин В.Н.
Спит ребенок, он нс виноват /В.
Крупиц //Свет любви.
М.: Современник, 1990.
С.
564.
зи Крупин В.Н.
И в поле каждую былинку, и в небе каждую звезду /В.
Крупин //Сеет любви.
М.: Современник, 1990.-С.527.
369 Крупин В.Н.
Душа дороже ковша /В.
Крупин //Свет любви.
М.: Современник, 1990.
С.522.
3,0 Крупин В.Н.
И в поле каждую былинку, и в небе каждую звезду /В.
Крупин //Свет любви.
М.: Современник, 1990.-С.524.
149

[стр.,150]

Инверсионное строение фразы и эллипсис как синтаксические фигуры создают атмосферу неторопливого повествования.
Присоединительные конструкции: «И пыль, и грохот, и жара, и
этот незабываемый, одуряющий запах встревоженной земли, перемолотой соломы и свежего зерна...»371 «Даже самые изощренные издевательства над собой не могут сравниться с алкоголем: он разденет, он обесчестит, он опозорит, он живого в гроб загонит»372.
«Но никуда не денешься, техника нужна.
Как и строительство, как и транспорт, как и эта вся телемеханика и радиоэлектроника...»373
Присоединительные конструкции делают речь живой, естественной, близкой обычной разговорной.
* * *
Исследователи не раз отмечали, что «...
публицистика часто использует для выражения оценки готовый, с давних времен сушсствущий в языке материал»374.
В.
Крупиц также прибегает к готовым конструкциям.
Очень часто мы наблюдаем использование публицистом крылатых фраз, пословиц, поговорок, цитирование народной мудрости, которые придают повествованию образность, лаконичность, меткость, (• некоторую оценочность, а главное нацеленность на обобщение.
Так, например, в публицистике В.
Круп и на встречаются такие пословицы: «Ученье свет, неученье тьма», «За одного битого двух небитых дают»375; «Душа дороже ковша»376; «Коса девичья краса»377; «Хозяйка и кошка в избе, а хозяин и собака на улице»; «Нс красна изба углами, а красна пирогами»378; «От свиньи 371 Крупин В.Н.
В согласии с совестью/В.
Крупин//Свет любви.
М.: Современник, 1990.
С.
486.
172 Крупин В.Н.
Душа дороже ковша /В.
Крупин //Свет любви.
М.: Современник, 1990.
С.
523.
575 Крупин В.Н.
Мы в ваши годы...
/В.
Крупин //Свет любви.
М.: Современник, 1990.
С.
529.
374 Солганик Г.Я.
Стилистика русского языка: Уч.
пособ.
для общеобраз.
уч.
заведений.
М.: Дрофа, 1996.
С.220.
373 Крупин В.Н.
Душа обязана трудиться /В.
Крупин //Свет любви.
М.: Современник, 1990.
С.
491.
376 Крупин В.Н.
Ду ша дороже ковша /В.
Крупин //Свет любви.
М.: Современник, 1990.
С.
522.
377 Крупин В.Н.
Слуги стандарта /В.
Крупин //Свет любви.
М.: Современник, 1990.
С.
567.
3* Крупин В.Н.
Нс красна изба углами, а красна пирогами /В.
Крупин //Свет любви, М.: Современник, 1990.
-С.
568.
150

[Back]