Исследователи не раз отмечали, что «... публицистика часто использует для выражения оценки готовый, с давних пор существующий в языке материал» [264; 220]. В.Н. Крупин также прибегает к использованию в своих произведениях готовых конструкций. Очень часто мы наблюдаем применение автором крылатых фраз, пословиц, поговорок, цитирование преданий народной мудрости, которые придают повествованию образность, лаконичность, меткость, некоторую оценочность, а главное нацеленность на обобщение. Примеры пословиц: «Не красна изба углами, а красна пирогами». «Хозяйка и кошка в избе, а хозяин и собака на улице» [34; 568]. «От свиньи не родятся бобрята, те же поросята». «Яблоко от яблони недалеко падает. Дерево познается по его плодам» [32; 540]. «С ребенком водиться Богу не молиться» [61; 565]. «Есть выражение: что старый, то и малый. С годами я убедился, что оно очень точное. Это от того, что в старости все чаще вспоминается детство» [43; 215]. Так начинает один из последних своиз рассказов «Отец, я еще здесь» В.Н. Крупин. Для придания особой выразительности писатель часто использует «библеизмы», то есть слова и выражения из Библии. «Имеющий уши услышит» [22; 526]; «Но не мечут бисер перед нежелающими понять других» [19; 46].С целью убеждения и подтверждения своей мысли приводит целые цитаты из Библии и учений Святых отцов. «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что... оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру» (Мф.23,23) [66; 50]; «что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф.19, 6) [64; 40]; «Мы не соединимся со Христом, пока не пробудим в себе сознание греховности и не поймем, что нашу греховную немощь исцелит только Врач Небесный» [20; 125]. Те выводы, житейские обобщения, которые возникают на основе осмысления частной ситуации, конкретного примера, а потом «оторвавшись» от нее живут самостоятельной жизнью, помогают автору ярче проиллюстрировать какую-либо проблем}', усилить функцию убеждения. С этой же целью использу114 |
Инверсионное строение фразы и эллипсис как синтаксические фигуры создают атмосферу неторопливого повествования. Присоединительные конструкции: «И пыль, и грохот, и жара, и этот незабываемый, одуряющий запах встревоженной земли, перемолотой соломы и свежего зерна...»371 «Даже самые изощренные издевательства над собой не могут сравниться с алкоголем: он разденет, он обесчестит, он опозорит, он живого в гроб загонит»372. «Но никуда не денешься, техника нужна. Как и строительство, как и транспорт, как и эта вся телемеханика и радиоэлектроника...»373 Присоединительные конструкции делают речь живой, естественной, близкой обычной разговорной. * * * Исследователи не раз отмечали, что «... публицистика часто использует для выражения оценки готовый, с давних времен сушсствущий в языке материал»374. В. Крупиц также прибегает к готовым конструкциям. Очень часто мы наблюдаем использование публицистом крылатых фраз, пословиц, поговорок, цитирование народной мудрости, которые придают повествованию образность, лаконичность, меткость, (• некоторую оценочность, а главное нацеленность на обобщение. Так, например, в публицистике В. Круп и на встречаются такие пословицы: «Ученье свет, неученье тьма», «За одного битого двух небитых дают»375; «Душа дороже ковша»376; «Коса девичья краса»377; «Хозяйка и кошка в избе, а хозяин и собака на улице»; «Нс красна изба углами, а красна пирогами»378; «От свиньи 371 Крупин В.Н. В согласии с совестью/В. Крупин//Свет любви. М.: Современник, 1990. С. 486. 172 Крупин В.Н. Душа дороже ковша /В. Крупин //Свет любви. М.: Современник, 1990. С. 523. 575 Крупин В.Н. Мы в ваши годы... /В. Крупин //Свет любви. М.: Современник, 1990. С. 529. 374 Солганик Г.Я. Стилистика русского языка: Уч. пособ. для общеобраз. уч. заведений. М.: Дрофа, 1996. С.220. 373 Крупин В.Н. Душа обязана трудиться /В. Крупин //Свет любви. М.: Современник, 1990. С. 491. 376 Крупин В.Н. Ду ша дороже ковша /В. Крупин //Свет любви. М.: Современник, 1990. С. 522. 377 Крупин В.Н. Слуги стандарта /В. Крупин //Свет любви. М.: Современник, 1990. С. 567. 3* Крупин В.Н. Нс красна изба углами, а красна пирогами /В. Крупин //Свет любви, М.: Современник, 1990. -С. 568. 150 не родятся бобрята, те же поросята»; «Яблоко от яблони недалеко падает. Дерево познается по его плодам»379; «С ребенком водиться Богу нс молиться»380 и т.д. Для придания особой образности В. Крупны использует слова и фразы, называемые в критике «библеизмы», т.е. слова и выражения из Библии. Например, «Имеющий уши слышит»381; «Но не мечут бисер перед нежелающими понять других»382 383. С целью убеждения и подтверждения своей мысли приводит автор целые цитаты из Библии и учений святых отцов. Например, «Горе вам, книжники и фарисеи, лнцемеры, что...оставил и важнейшее в законе: суд, милость и веру» (Мф. 23, 23) ; «чтоБог сочетал, того человек да не разлучаеп> (Мф. 19, 6); «Господь защититель жизни нашей, кого устрашимся» (Пс. 26)384 и др. Герои прозы В. Крупина также очень часто используют в своей речи пословицы, крылатые слова, притчи (вспомним, цикл рассказов «Варвара», рассказ «Змея и чаша», эссе «Алмазная гора», «Крест и пропасть» из цикла «Крупинки») и т.д. Те выводы, житейские обобщения, которые возникают на основе осмысления частной ситуации, конкретного примера, а йотом "оторвавшись" от нее живут самостоятельной жизнью, помогают автору ярче проиллюстрировать какую-либо проблему, усилить функцию убеждения. С этой же целью используются тропы и стилистические фигуры (метафоры, метонимии, эпитеты, антитезы и т.д.). Заимствование публицистикой компонентов другой системы, в частности художественной литературы, называют «процессом метафоризации»385. Метафоричность в публицистике это признак «образной мысли». Образную мысль (в отличие от логико-понятийной) порождает диалектическая взаимосвязь рациональных и эмоциональных, чувственных начал в постижении реальности. 379 Крупиц В.Н. Мы в ваши годы... /В. Крупны//Свет любви. М.: Современник, 1990. С. 540. зяо Крупин В.Н. Спит ребенок, он не виноват /В. Крупин //Свет любви. М.: Современник, 1990. С. 565. 381 Крупин В.Н. И в поле каждую былинку, ив небе каждую звезду/В. Крупин //Свет любви. М.: Современник. 1990.-С.526. 382 Крупин В.Н. Забугорные голоса /В. Крупин //Дневник писателя. 1996. Янв. С.46. 383 Крупин В.Н. Четверовластникн /В. Крупин //Дневник писателя. 1996. Янв. С.50. 384 Крупин В.Н. Хсрсонес святыня православная /В. Крупин //Дневник писателя. 1996. Фев. С.39-40. 385 См.: Стюфляева МИ. Образные ресурсы публицистики /М.И. Спофлясва. М.: Мысль, 1982. С.114. |