Проверяемый текст
Белова Ольга Павловна. Своеобразие художественно-публицистической манеры Владимира Крупина (Диссертация 2004)
[стр. 117]

ются тропы и стилистические фигуры (метафоры, метонимии, эпитеты, антитезы и т.д).
Заимствование публицистикой компонентов другой системы, в частности, художественной литературы называют «процессом
метаморфизации» [245; 114].
Метафоричность в публицистике это признак «образной мысли».
Образную мысль (в отличие от логико-понятийной) порождает диалектическая взаимосвязь рациональных и эмоциональных, чувственных начал в постижении реальности.

Нельзя не отметить тот факт, что В.Н.
Крупин использует в публицистике собственно художественные элементы, точно также и в художественную прозу нередко вводит средства публицистики.
В рассказах прозаика ярко проявляется его самобытный публицистический талант.
Автор говорит о событиях, раскрывая их закономерности через характеры героев.
Все выше сказанное также проявляется в очерках и эссе писателя.

Анализируя очерки и рассказы В.Н.
Крупина, мы пришли к выводу о том, что, в произведениях малой формы
все чаще наблюдается совпадение героярассказчика и самого автора.
Почти все последние рассказы написаны от первого лица, и события, описываемые автором, отражают реальные эпизоды жизни писателя или людей, которых он действительно знает или знал.

И именно это авторское «я» несет в себе глубокое содержание, определяет стиль и тональность произведения, выполняет большую психологическую нагрузку.
Отсюда и особое восприятие рассказов.

Рассмотрев возникновении и развитие публицистических жанров в творчестве В.Н.
Крупина, проблему взаимопроникновения художественных и публицистических элементов в прозе писателя, поэтику малых жанров, авторское сознание и художественные средства его выражения в разных жанрах прозы, сравнивая публицистические произведения с рассказами последних лет, мы пришли к заключению о закономерной их близости, о взаимном «проникновении» художественной и публицистической стихий.
Использование выразитель115
[стр. 142]

* * * Анализируя очерки и рассказы В.
Крупина, мы пришли к выводу о том, что в произведениях малой формы
этого автора в последнее время все чаще наблюдается ф принципиальное совпадение гсроя-рассказчика и самого автора.
Почти все последние рассказы написаны от первого лица, и события, описываемые автором, отражают реальные эпизоды жизни писателя или людей, которых он действительно знает или знал.

Повествование ведется сквозь призму авторского «я».
И именно это авторское • «я» несет в себе глубокое содержание, определяет стиль и тональность произведения, выполняет большую психологическую нагрузку.
Отсюда и особое восприятие рассказов.

Ярким примером такого повествования может быть автобиографичный рассказ «Пишут и пишут, и думают, что работают».
С первых строк автор обращается к читателям: «Сразу объясняю, что в заголовке стоят слова монахини Ефросинии, одной из последних населышц Дивеевской общины»346.
Таким образом, заявлено, что повествование ведется от первого лица и главным героем является автор-рассказчик.
О публицистическом начале этого рассказа говорит и упоминание реальных людей (матушка Ефросиния, литературовед Пегр Пал невский, критик Валентин Курбатов, поэт <• Владислав Артемов).
Да и место действия реальный город, бывший «Арзамас-16», который и есть Сэров.
В рассказе описано посещение Дивеевской общины и матушки Ефросинии, у которой хранится горшочек ев.
преподобного Серафима.
В этом горшочке матушка хранит сухарики, что сушит сама, и одаривает ими того, кто ей нравится.
Тема разговора посетителей обители и матушки заявлена уже в заглавии.
Матушка нс считает «писательство» серьезной работой.
Для нее важнее работа реальная «...Храм-то складом сделали.
Вот и выгрести все хотя бы для начала из нижнего помещения, вытаскать вес, очистить.
Вон вы какие здоровущие!»347 Однако сухариков своих гостям дала: «По канавкс-то все ж таки прошли» (по канавке Божией Ма346 Крупин В.Н.
Пишут и пишут, и думают, что работают /В.
Крупиц //Рассказы последнего времени.
М.: Глобус, 2001.-С.
146.
347 Там же.-С.
147.
142

[стр.,151]

не родятся бобрята, те же поросята»; «Яблоко от яблони недалеко падает.
Дерево познается по его плодам»379; «С ребенком водиться Богу нс молиться»380 и т.д.
Для придания особой образности В.
Крупны использует слова и фразы, называемые в критике «библеизмы», т.е.
слова и выражения из Библии.
Например, «Имеющий уши слышит»381; «Но не мечут бисер перед нежелающими понять других»382 383.
С целью убеждения и подтверждения своей мысли приводит автор целые цитаты из Библии и учений святых отцов.
Например, «Горе вам, книжники и фарисеи, лнцемеры, что...оставил и важнейшее в законе: суд, милость и веру» (Мф.
23, 23) ; «чтоБог сочетал, того человек да не разлучаеп> (Мф.
19, 6); «Господь защититель жизни нашей, кого устрашимся» (Пс.
26)384 и др.
Герои прозы В.
Крупина также очень часто используют в своей речи пословицы, крылатые слова, притчи (вспомним, цикл рассказов «Варвара», рассказ «Змея и чаша», эссе «Алмазная гора», «Крест и пропасть» из цикла «Крупинки») и т.д.
Те выводы, житейские обобщения, которые возникают на основе осмысления частной ситуации, конкретного примера, а йотом "оторвавшись" от нее живут самостоятельной жизнью, помогают автору ярче проиллюстрировать какую-либо проблему, усилить функцию убеждения.
С этой же целью используются тропы и стилистические фигуры (метафоры, метонимии, эпитеты, антитезы и т.д.).
Заимствование публицистикой компонентов другой системы, в частности художественной литературы, называют «процессом
метафоризации»385.
Метафоричность в публицистике это признак «образной мысли».
Образную мысль (в отличие от логико-понятийной) порождает диалектическая взаимосвязь рациональных и эмоциональных, чувственных начал в постижении реальности.

379 Крупиц В.Н.
Мы в ваши годы...
/В.
Крупны//Свет любви.
М.: Современник, 1990.
С.
540.
зяо Крупин В.Н.
Спит ребенок, он не виноват /В.
Крупин //Свет любви.
М.: Современник, 1990.
С.
565.
381 Крупин В.Н.
И в поле каждую былинку, ив небе каждую звезду/В.
Крупин //Свет любви.
М.: Современник.
1990.-С.526.
382 Крупин В.Н.
Забугорные голоса /В.
Крупин //Дневник писателя.
1996.
Янв.
С.46.
383 Крупин В.Н.
Четверовластникн /В.
Крупин //Дневник писателя.
1996.
Янв.
С.50.
384 Крупин В.Н.
Хсрсонес святыня православная /В.
Крупин //Дневник писателя.
1996.
Фев.
С.39-40.
385 См.: Стюфляева МИ.
Образные ресурсы публицистики /М.И.
Спофлясва.
М.: Мысль, 1982.
С.114.


[стр.,152]

Говоря о том, что публицистика заимствует образные ресурсы прозы, нельзя не отметить тот факт, что и художественная проза у В.
Крупина зачастую использует средства публицистики, но об этом подробнее в следующей главе.
* * * В творчестве Владимира Крупина публицистика и художественная проза не разделены ясно и однозначно между собой.
Одно переходит незаметно в другое.
Рассказы В.
Крупина вырастают часто на документальной основе, на отталкивании от факта, ситуации и т.д.
Поэтому и посвящены они, как и публицистика, самым разнообразным проблемам.
Здесь и воспоминания о детстве («Тихий воз на горе будет...», «Бумажные цепи», «Поздняя пасха»), и рассказы о нашем российском и нашем «советском» обществе («Толстый голубь Никита», «Янки, гоу хоум», «Два снайпера», «Застойные времена», «Новорусская премия», «Мария Сергеевна»), рассказы о реальных людях, которых многие знают («Бараний глаз», «Народ перерос правительство», «Всю ночь рифмующий еврей»).
В рассказах В.
Крупина ярко проявляется его самобытный публицистический талант.
Автор говорит о событиях, раскрывая их закономерности через характеры героев.
Все выше сказанное также проявляется в очерках и эссе писателя.

Рассмотрев истоки, тематический круг, выразительные средства и поэтику публицистики В.
Крупина, а также сравнивая публицистические произведения с рассказами этого писателя, мы пришли к выводу о закономерной их близости, о взаимном «проникновении» художественной и пу блицистической стихий друг в друга.
Использование выразительных средств публицистики в произведениях малой прозы, особая жизненная, вернее, духовная позиция писателя («И вот я больше двадцати лет пишу от первого лица, стараюсь писать только то, что видел, что пережил»386) дает нам основание предположить, что доминирующей чертой прозы В.
Крупина последних лет является публицистическое начало.
386 Крупип В.
Икона жизни /В.
Крупны //Вера.
Сыктывкар.
2001.
Окт.
Вып.2.
№398.

[Back]