Проверяемый текст
Федченко Наталья Леонидовна. Тенденции жанрово-стилевого развития повести 90-х годов (Диссертация 1999)
[стр. 126]

дит к пониманию необходимости жить согласно Божьим заповедям).
Ощутимо и созвучие слов Чудинов и Чудотворец.
Именно такая перекличка
в силу традиции бытования образа Св.
Николая в русском народе, у которого он именуется
«символом веры» («Правилом веры и образом кротости», «скорым в помощах» угодником Божиим называют песнопения Мирликииского Чудотворца»[82].
История иконы Святителя Николая часть истории России.
Одна из икон чудотворца,
«согласно монастырской легенде, <...> была подарена Сергию Радонежскому родителями, привезшими ее из Ростова.
Она была моленной келейной иконой
Сергия»[253].
Тот же факт отмечает Ф.
Буслаев: «...икона Николая Чудотворца, известная под названием иконы преподобного Сергия Радонежского» [165; 115].
Имя преподобного Сергия неотделимо от событий рус-, ского
освободительного движения XIV века.
Именно он благословил Дмитрия Донского на битву с Мамаем.
Имя Сергия это имя человека, укрепившего в* сложный исторический момент русскую соборность:
«Преподобный благословил эту войну, и потому все православные сочли своим долгом восстать на за}' щиту русской земли от басурман и латинян.
Русские войска двинулись навстречу
Мамаю»[10].
В связи с этим четко обозначается патриотический аспект Православия: Сергием Радонежским были посланы с московским князем на Поле Куликово два монаха.
Троице-Сергиева Лавра, по словам П.
Флоренского, есть
«осуществление или явление русской идеи» [20].
Сам В.Н.
Крупин подчеркивает надвременной характер связанной с именем преподобного Сергия Радонежского темы патриотизма, введением следующей параллели:
«...в годину, тяжелую для России, своею волею преподобный Сергий повелел взять оружие даже монахам <...> ...
ив эту войну монахи воевали в танковой колонне
«Дмитрий Донской» [11; 5].
Образ Св.
Николая присутствует и непосредственно в прозе
В.Н.
Крупина в рассказе «Утя», одном из наиболее ранних.
Героиня рассказа молится перед 124
[стр. 26]

26 Образ главного героя.
Николая Ивановича Чудинова перекликается с образом С в.
Николая Мирликийского, и сам он предстает русским святым.
Герой наделен именем мирликийского чудотворца (не исключено, что это положение восходит к представлению о заключенной в именах силе, являющейся “действительно единящей онтологически всех своих носителей”1.
Национальный характер святости подчеркивается отчеством героя: Иванович.
Фамилия в некотором роде отражает положение персонажа среди окружающих его людей, она созвучна словам “чудовый”, “чудовин”.
В.И.Даль толкует эти слова как наименование чего-либо чудесного, чудного или же странного человека, делающего все не по-людски1 2.
(Чудинов, действительно, приходит к пониманию необходимости жить согласно Божьим заповедям).
Ощутимо и созвучие слов Чудинов и Чудотворец.
Именно такая перекличка
символична в силу традиции бытования образа Св.Николая в русском народе, у которого он именуется “символом веры” (“Правилом веры и образом кротости”, “скорым в помощах” угодником Божиим называют песнопения Мирликийского Чудотворца3).
История иконы Святителя Николая часть истории России.
Одна из икон чудотворца,
“согласно монастырской легенде,...
была подарена Сергию Радонежскому родителями, привезшими ее из Ростова.
Она была моленной келейной иконой
Сергия”4.
Тот же факт отмечает Ф.Буслаев: “...икона Николая Чудотворца, известная под названием иконы преп.
Сергия Радонежского”5.

Имя преподобного Сергия неотделимо от событий русского
1 Флоренский П, свящ.
Имена.
Цит.
по кн.: Есаулов И.А.
Категория соборности в русской литературе.
Петрозаводск: ПТУ, 1995.
С.
158.
2 См.: Даль В.И.
Толковый словарь живого великорусского языка.
М.: Терра, 1994.
-Т.
4.-С.
612.
3 Барская Н.А.
Сюжеты и образы древнерусской живописи.
М.: Просвещение, 1993.
-С.
176-177.
4 Икона Древней Руси Х1-ХУ1 веков: Альбом.
СПБ.: Художник России, 1993.
Церковно-исторический ряд.
Иллюстрация 22.
5 Буслаев Ф.
Общие понятия о русской иконописи // Философия русского религиозного искусства ХУ1-ХХ вв.
М.: Прогресс, 1993.
С.
115.


[стр.,27]

27 освободительного движения XIV в.
Именно он благословил Дмитрия Донского на битву с Мамаем.
Имя Сергия это имя человека, укрепившего в сложный исторический момент русскую соборность:
“Преподобный благословил эту войну, и потому все православные сочли своим долгом восстать на защиту русской земли от басурман и латинян.
Русские войска двинулись навстречу
Мамаю”1.
В связи с чем четко обозначается патриотический аспект Православия: Сергием Радонежским были посланы с московским князем на Поле Куликово два монаха.
Троице-Сергиева Лавра, по словам П.Флоренского, есть
“осуществление или явление русской идеи”1 2.
Сам Крупин подчеркивает надвременной характер связанной с именем преподобного Сергия Радонежского темы патриотизма введением следующей параллели: “...в годину, тяжелую для России, своею волею преподобный Сергий повелел взять оружие даже монахам.
(...) ...

и в эту войну монахи воевали в танковой колонне
“Дмитрий Донской” (14; 5).
Образ Св.
Николая присутствует и непосредственно в прозе
В.Крупина: в рассказе “Утя” одном из наиболее ранних героиня молится перед иконой мирликийского чудотворца.
Герой “Великорецкой купели” схож с Николаем Чудотворцем и биографически: в его судьбе есть ряд моментов, перекликающихся с эпизодами жития Св.
Николая3.
Николай Иванович приходит к Православию, преодолев заблуждения в вероисповедании.
В связи с этим напомним, что Николай Мирликийский был истым служителем и поборником ортодоксальной веры.
По разным причинам, но и Чудинов, и Св.
Николай покинули в молодости родину, 1 Гумилев Л.Н.
От Руси к России: очерки этнической истории.
М.: Экопрос, 1992.
С.
162.
2 Флоренский П.А.
Троице-Сергиева Лавра и Россия // Прометей: историкобиографический альманах.
Сер.
“Жизнь замечательных людей”.
Т.
16.
Тысячелетие русской книжности.
М.: Молодая гвардия, 1990.
С.
397.
3 См.: Житие и чудеса св.
Николая Чудотворца, архиепископа миркилийского, и слава его в России.
СПб.: Издательство Л.С.Яковлевой, 1994.

[Back]