Проверяемый текст
Федченко Наталья Леонидовна. Тенденции жанрово-стилевого развития повести 90-х годов (Диссертация 1999)
[стр. 127]

иконой мирликийского чудотворца.
Следуя совету, она идет в церковь, и «чем чаще ходила, тем больше верила, что Утя исцелится», молила Бога о помощи («Материнская молитва со дна моря достанет»).
«Чтоб у меня язык отвалился, только чтобы сын говорил».
До утра сидела она у его кровати, вздрагивала и крестилась, когда сын ворочался во сне»[64; 14].
Герой «Великорецкой купели» схож с Николаем Чудотворцем и биографически: в его судьбе есть ряд моментов, перекликающихся с эпизодами жития Св.
Николая
[73].
Николай Иванович приходит к Православию, преодолев заблуждения в вероисповедании.
В связи с этим напомним, что Николай Мирликийский был истым служителем и поборником ортодоксальной веры.
По разным причинам
Чудинов и Св.
Николай покинули в молодости родину,
прошли через заключение, причиной которого, прямой или косвенной, явилась вера.
Испытав гонения и репрессии, они не отступили от своих убеждений.
Николай Иванович не принадлежит к духовному сану, но для верующих является духовным руководителем, ими он именуется
«батюшкой», «старичком».
В повести неоднократно упоминается имя отца Геннадия, боровшегося с
ересыо митрополита Сергия, а именно его завещание пытается исполнить Чудинов, становясь, в определенном смысле, духовным преемником священника.
В параллель к этому эпизоду можно привести историческое свидетельство о том, что Николай Мирликийский в свое время боролся с арианской
ересыо за прочность церкви.
Отношение отца Геннадия к митрополиту Сергию как к отступнику
обусловлено особенностью авторского взгляда на взаимоотношение православной и государственной идей.
Для писателя в большей степени значим дух, нежели формальная организация духовной жизни.
Если вновь обратиться к соборности, феномен которой нашел свое отражение в том, что
«русская государствешюсть всегда мыслила себя, всегда строилась и действовала как государственность христианская, черная в православном вероучении идеалы и смысл своего су125
[стр. 27]

27 освободительного движения XIV в.
Именно он благословил Дмитрия Донского на битву с Мамаем.
Имя Сергия это имя человека, укрепившего в сложный исторический момент русскую соборность: “Преподобный благословил эту войну, и потому все православные сочли своим долгом восстать на защиту русской земли от басурман и латинян.
Русские войска двинулись навстречу Мамаю”1.
В связи с чем четко обозначается патриотический аспект Православия: Сергием Радонежским были посланы с московским князем на Поле Куликово два монаха.
Троице-Сергиева Лавра, по словам П.Флоренского, есть “осуществление или явление русской идеи”1 2.
Сам Крупин подчеркивает надвременной характер связанной с именем преподобного Сергия Радонежского темы патриотизма введением следующей параллели: “...в годину, тяжелую для России, своею волею преподобный Сергий повелел взять оружие даже монахам.
(...) ...
и в эту войну монахи воевали в танковой колонне “Дмитрий Донской” (14; 5).
Образ Св.
Николая присутствует и непосредственно в прозе В.Крупина: в рассказе “Утя” одном из наиболее ранних героиня молится перед иконой мирликийского чудотворца.
Герой “Великорецкой купели” схож с Николаем Чудотворцем и биографически: в его судьбе есть ряд моментов, перекликающихся с эпизодами жития Св.
Николая3.

Николай Иванович приходит к Православию, преодолев заблуждения в вероисповедании.
В связи с этим напомним, что Николай Мирликийский был истым служителем и поборником ортодоксальной веры.
По разным причинам,
но и Чудинов, и Св.
Николай покинули в молодости родину,
1 Гумилев Л.Н.
От Руси к России: очерки этнической истории.
М.: Экопрос, 1992.
С.
162.
2 Флоренский П.А.
Троице-Сергиева Лавра и Россия // Прометей: историкобиографический альманах.
Сер.
“Жизнь замечательных людей”.
Т.
16.
Тысячелетие русской книжности.
М.: Молодая гвардия, 1990.
С.
397.
3 См.: Житие и чудеса св.
Николая Чудотворца, архиепископа миркилийского, и слава его в России.
СПб.: Издательство Л.С.Яковлевой, 1994.


[стр.,28]

28 прошли через заключение, причиной которого, прямой или косвенной, явилась вера.
Испытав гонения и репрессии, они не отступили от своих убеждений.
Николай Иванович не принадлежит к духовному сану, но для верующих является духовным руководителем, ими он именуется
“батюшкой”, “старичком”.
В повести неоднократно упоминается имя отца Геннадия, боровшегося с
ересью митрополита Сергия, а именно его завещание пытается исполнить Чудинов, становясь, в определенном смысле, духовным преемником священника.
В параллель к этому эпизоду можно привести историческое свидетельство о том, что Николай Мирликийский в свое время боролся с арианской
ересью за прочность церкви.
Отношение отца Геннадия к митрополиту Сергию как к отступнику
обусловленно особенностью авторского взгляда на взаимоотношение православной и государственной идей.
Для писателя в большей степени значим дух, нежели формальная организация духовной жизни.
Если вновь обратиться к соборности, феномен которой нашел свое отражение в том, что
“русская государственность всегда мыслила себя, всегда строилась и действовала как государственность христианская, черпая в православном вероучении идеалы и смысл своего существования”1, то нужно отметить, что понятийный акцент в этой системе Крупиным делается на слове “христианская”.
Интересное сопоставление делает исследователь И.И.Стрелкова, правда, она приходит к несколько иным, в отличие от наших, выводам: “...люди...
нашли до гениальности простое техническое решение задачи нравственной, духовной: можно попросить мастера, отливающего стандартную плиту из мраморной крошки с цементом, и он зальет внутрь плиты крест.
(...) Крест, залитый внутрь каменной плиты, символ поэтический, восходящий к древнему сказанию о невидимом граде Китеже.
(...) Огромен и многообразен опыт выживания русского человека, опыт 1 Высокопреосвященнейший Иоанн, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский.
Русь соборная.
-СПб.: Царское дело, 1995.
С.
10.

[Back]