Проверяемый текст
Федченко Наталья Леонидовна. Тенденции жанрово-стилевого развития повести 90-х годов (Диссертация 1999)
[стр. 142]

Образ женщины у В.Н.
Крупина в целом согласуется с лирической струей произведений.
В сознании
героя-повествоватсля, чей голос можно услышать в авторских отступлениях, не исчезает образ любимой женщины.
Рассказ о ней сочетается с тихой грустью и чу тким восприятием запоздалой осени.
К лирическому отступлению примыкают легенда о ханше Тайдулле, повествование о Дусе, которая привела американского президента к русскому патриотизму.
Герой повести
«Как только, так сразу» признается: «Поживи-ка женщиной, ой не сладко.
< ...
> И все-таки доля русская, доля женская по-прежнему самая тяжелая, надо их пожалеть, посадить в красный угол и сказать: «Сиди, отдыхай, будем на тебя любоваться, словечка обидного не скажем» [30; 48].
Отрицательная характеристика образа женщины неотделима от оценки молодого поколения (вспомним причину отказа
Арссни от детей («Великорецкая купель») предполагаемая героем неверность жены): «...
я в сотый раз задаю тяжелейший вопрос...: Почему, спрашиваю я, у нас, у работников, дети и внуки лодыри?»
[53; 64].
Основой преемственности может стать крестьянское отношение к земле.
Оно отличает Геню, Толю Петровича, Андрея
(«Великорецкая купель»).
Здесь все мое и я отсюда родом! Я хожу босиком по земле, у меня меж пальцев ромашки, я в поле хозяин, земля разумовская меня воспитала, деревня мое хобби» [11; 20], говорит Геня.
Но разрушающаяся крепь деревенского быта ставит под сомнение эту основу: «Нет, дядя Николай, плюнь на меня, не возись, не бери в голову и не молись за меня.
Пусть!»
[11; 54].
Для сближения поколений требуется другое.
Здесь писатель вновь обращается к Православию:
«Брякает гитара.
Ее двухаккордное вскрикивание кажется уж очень неуместным, но вдруг ясно различается припев песни:
139
[стр. 49]

49 Духовный разор внес в семью дьявольское начало через женщину: “Девушек я дичился, и в них бес вступил, волосы поотрезали, кричат: мы на небо залезем, разгоним всех богов”, (14; 40) говорит Чудинов; “Ходили вслед за мной комсомолки, включали на всю мощь языкомолки, лица бестыжие, волосы стрижены, груди голые, мысли комолые, сами лохматые, рогатые, дуры языкатые” (18; 11), рифмует герой повести “Как только, так сразу” поэт Турусин.
“Параметры падения” (25; 91) женщины в следовании “Списку наставлений жене сиречь супружнице како надлежит во цвете добродетелей слыть и како подобает супруга для его же пользы сдержать” (25; 84).
Его сущность “После венчания слова о том де да убоится жена мужа своего следовает забыть...” (25; 84), она противоположна тому идеалу женщины, который установлен в повести “Живая вода”: “В такой грязи сидите, упрекнула Варвара.
Сейчас приберу, заживем по-людски.
(...) Варвара стала подметать.
Чтобы не поднималась пыль, Варвара сбрызнула ее принесенной с собой четвертинкой.
Таким образом была израсходована последняя порция хрустальной зюкинской” (15; 221-222).
Неприятие образа женщины у Крупина в целом не согласуется с лирической струей произведений.
В сознании
героя-повествователя, чей голос можно услышать в авторских отступлениях, не исчезает образ любимой женщины.
Рассказ о ней сочетается с тихой грустью и чутким восприятием запоздалой осени.
К лирическому отступлению примыкают легенда о ханше Тайдулле, повествование о Дусе, которая привела американского президента к русскому патриотизму.
Герой повести
“Как только, так сразу” признается: “Поживи-ка женщиной, ой не сладко.
(...) И все-таки доля русская, доля женская по-прежнему самая тяжелая, надо их пожалеть, посадить в красный угол и сказать:
“Сиди, отдыхай, будем на тебя любоваться, словечка обидного не скажем” (18; 48).


[стр.,50]

50 Отрицательная характеристика образа женщины неотделима от оценки молодого поколения (вспомним причину отказа Арсени от детей (“Великорецкая купель”) предполагаемую героем неверность жены): “...
я в сотый раз задаю тяжелейший вопрос...: Почему, спрашиваю я, у нас, у работников, дети и внуки лодыри?”
(24; 64).
Основой преемственности может стать крестьянское отношение к земле.
Оно отличает Геню, Толю Петровича, Андрея
(“Великорецкая купель”).
“Здесь все мое и я отсюда родом! Я хожу босиком по земле, у меня меж пальцев ромашки, я в поле хозяин, земля разумовская меня воспитала, деревня мое хобби” (14; 20), говорит Геня.
Но рушащаяся крепь деревенского быта ставит под сомнение эту основу: “Нет, дядя Николай, плюнь на меня, не возись, не бери в голову и не молись за меня.
Пусть!”
(14; 54).
Для сближения поколений требуется другое.
Здесь писатель вновь обращается к Православию:
“Брякает гитара.
Ее двухаккордное вскрикивание кажется уж очень неуместным, но вдруг ясно различается припев песни:
Сегодня праздник Троицы, Сегодня день святой.
Сегодня как помолимся И будет год такой.
Нет, скажем мы вслед за классиком, “не погиб еще тот край”, если молодежь сочиняет такие песни” (17; 86).
Крестный ход, о котором идет речь в приведенном эпизоде это путь преодоления гражданского равнодушия, граничащего, согласно Крупину, с гражданским предательством: “Хоть черт с рогами, но чтоб я жил по-человечески.
И так все работяги (...), а вы, деды, никак в это не врубитесь.
Хоть капитализм, хоть социализм, хоть хренизм какая разница? Видите же, какая нищета кругом, ничего не купишь” (24; 56), говорит сын Кости.
Неприятие самим Костей и героем-повествователем

[Back]