Проверяемый текст
Федченко Наталья Леонидовна. Тенденции жанрово-стилевого развития повести 90-х годов (Диссертация 1999)
[стр. 144]

упасть в бездну, вынесет, ибо будет спасена тобою и спасет тебя.
Слабо сказано, не доходит? Закрыто ожестелое сердце для слышания.
Ну тогда молись, отец, молись, мать, материнская молитва со дна моря достанет»
[58; 86].
При определении соборности немаловажным представляется наличие соборного мировидения.
И.А.
Ильин отмечал, что «православное благочестие представляет собой целостное, последовательно прочувственное и продуманное мировоззрение, согласно которому над материальным миром, а одновременно внутри его, существует целостный духовный мир, как бы живая божественная ткань, к которой человек должен прилепиться душой и телом» [177; 181].
Св.
Иоанн Кронштадский писал, что «характер настоящего, временного жития прелесть» [79 348].
Герой В.Н.
Крупина способен видеть истинное существо мира, он обладает, кроме конкретно-чувственного, и духовным зрением:
«У вас глаза по-другому устроены» [30; 7], говорит Корсакову один из его больных, Витя Голев.
Доказательством непосредственности мировосприятия служит отношение героев к чуду.
Это обретение словом своей исконной, изначальной силы (наполнение слова происходит единственно в рамках Православия).
Л.
Голенко делает следующее замечание: герои повести
«Как только, так сразу» помнят, что «Слово дело Божественное» [168; 10].
Думается, что исследователь выявил ведущий принцип в построении художественной реальности всей прозы В.Н.
Крупина.
Действенная сила молитвы, заговор озера старичком
(«Крестный ход»), вещие сны героев все это воспринимается духовным созерцанием, оставляется без аналитического объяснения.
К сказанному о взаимосвязи быта и бытия необходимо добавить значимое для прозы
В.Н.
Крупина положение о «первичности» мировосприятия.
Православие в данном случае не дополняет характеристику образа земли, но играет ведущую роль в определении ее сущности (что ни в коей мере, как отмечалось, не способствует утрате созвучности двух понятий:
«Входишь в какую деревню, там глухо ни колоколов, ни наковальни, глухо, сердце жмет...») [53; 45].
141
[стр. 51]

51 данной точки зрения сочетается с самоотстранением от нее: “При Сашке мы не ведем политических разговоров...” (24; 56).
Думаем, важно подчеркнуть, что такая отстраненность от другого поколения, основанная на расхождении взглядов, не только не способствует сохранению духовной цельности, но и разрушает ее, тем более, что конфликт затрагивает в первую очередь семью, основу основ общества.
Тема вины, взятой на себя старшим поколением, к которому принадлежат герои произведений, выражена очень слабо, ее заявление в повести “Слава Богу за все” остается формальным: в ответ на рассказ седого мужчины , встретившегося по дороге, о нравственно гибнущем сыне геройповествователь замечает: “Ваша вина большая...
(...) Я представил этого парня своим сыном и содрогнулся.
Любить сына больше жизни и видеть его гибель.
Это все равно, что сын тонет, а меня связали, я не могу кинуться на помощь и вижу, как он тонет” (25; 86).
Как православная молитва крестного хода “собирает” Русь, так она может сблизить и утратившие связь души героев, если такая молитва становится нравственным долгом поколения: “Но если очистится твоя душа, то при последнем издыхании она не даст тебе упасть в бездну, вынесет, ибо будет спасена тобою и спасет тебя.
Слабо сказано, не доходит? Закрыто ожестелое сердце для слышания.
Ну тогда молись, отец, молись, мать, материнская молитва со дна моря достанет”
(25; 86).
При всей конкретике: толкования соборности, определения его наполнения немаловажным представляется наличие опосредующей величины, а именно, соборного мировидения.
И.Ильин отмечал, что “православное благочестие представляет собой целостное, последовательно прочувствованное и продуманное мировоззрение, согласно которому над материальным миром, а одновременно внутри его, существует целостный духовный мир, как бы живая божественная ткань, к которой человек

[стр.,52]

52 должен прилепиться душой и телом”1.
Св.
Иоанн Кронпггадский писал, что “характер настоящего, временного жития прелесть”1 2.
Герой Крупина способен видеть истинное существо мира, он обладает, кроме конкретночувственного, и духовным зрением: “У вас глаза по-другому устроены” (18; 7), говорит Корсакову один из его больных, Витя Голев.
Доказательством непосредственности мировосприятия служит отношение героев к чуду.
Это обретение словом своей исконной, изначальной силы (наполнение слова происходит единственно в рамках Православия).
Л.Голенко делает следующее замечание: герои повести
“Как только, так сразу” помнят, что”Слово дело Божественное”3.
Думается, исследователь выявил ведущий принцип в построении художественной реальности всей прозы В.Крупина.
Действенная сила молитвы, заговор озера старичком
(“Крестный ход”), вещие сны героев все это воспринимается духовным созерцанием, оставляется без аналитического объяснения.
Ущербность рационального постижения духовных проблем показана на примере образа мужчины “рыжего”, одного из участников крестного хода, который “стал доходить умом и дошел” (17; 73) до той истины, которая изначально открыта старушке.
Активность особого мировосприятия героя Крупина находится в гармонии с активным началом мира.
Бытие откликается герою в силу того, что является “настоящим”: “Руководство не мешает ему (Косте Н.Ф.) рассказывать, что в Англии изобрели искусственную корову, а корову он вспомнил, заметив, какая на картине зеленая трава и вот бы на нее выпустить погулять коровку.
И вот, англичане изобрели корову, аппарат такой, в него загрузили весь коровий корм, и пошло молоко.
Только пить нельзя, а так 1 Ильин И.
Сущность и своеобразие русской культуры II Москва.
1996.
№ 2.
С.
181.
2 Св.
Иоанн Кронштадский.
Моя жизнь во Христе, или минуты духовного отрезвления и созерцания, благоговейного чувства, душевного исправления и покоя в Боге.
СПБ.: Типография В.Ерофеева.
Репринтное издание: В 2 т.
Т.
1.
С.
348.
3 Голенко Л.
Ходатаи за народ //Литературная Россия.
1993.
Ха24-25.
С.
10.


[стр.,53]

53 совсем как настоящее” (24; 47).
Сходную оценку мира можно найти у Л.Бородина.
“Настоящее” характеризующая черта русской земли: “Ганг, что в Индии, великая река, мутна только и в питие отвратна, в длину менее Волги, зато разливами неохватна” (11; 40).
Нарушенная взаимосвязь человека с миром разрушает бытие: “Вот воздух был прозрачный.
А сейчас тяжелый, кричи не кричи не слышно.
Да, поддерживаю Костю, я ночью в мороз шел по Никольскому, как будто под пленкой шел, дышать тяжело, газовые колонки шуруют, котельные” (24; 53).
К сказанному о взаимосвязи быта и бытия необходимо добавить значимое для прозы
Крупина положение о “первичности” мировосприятия.
Православие в данном случае не дополняет характеристику образа земли, но играет ведущую роль в определении ее сущности (что ни в коей мере, как отмечалось, не способствует утрате созвучности двух понятий:
“Входишь в какую деревню, там глухо ни колоколов, ни наковальни, глухо, сердце жмет...” (24; 45)).
Важным для понимания этого момента творчества писателя является рассказ “Зачем ты так, матушка?” из цикла “Вятская тетрадь”.
Его героиня староста старообрядческой общины Серафима Сергеевна.
Она открывает для повествователя красоту иконы: “все ковчежные, без киотов, суровые лики святых”1.
И если он заражается мыслью о выставке вятской иконы, то Серафима не одобряет его энтузиазма: “Ты не для веры, для разглядывания, для посмеяния бережешь.
За деньги чтоб их смотрели, пьющие да курящие, да стриженые девки в штанах, ни за что!”1 2 говорит она.
Слово не расходится у героини с поступком: предчувствуя скорую смерть, она закапывает иконы.
Точка зрения главного персонажа 1 Крупин В.Н.
Вятская тетрадь // Крупин В.Н.
Избранное: В 2 т.
М.: Молодая гвардия, 1991.
Т.
2.
С.
209.
2 Там же.
С.
211.

[Back]