Проверяемый текст
Федченко Наталья Леонидовна. Тенденции жанрово-стилевого развития повести 90-х годов (Диссертация 1999)
[стр. 148]

дово молятся только старообрядцы, и более в упор угнетению, постигшему эти обряды, нежели по существу или порыву.
В общем же все русские, исполняя обряды, имеют молитву вне их, независимо от них...
как нечто особое, как другой, лирический, свой у каждого мир»
[210; 301].
Напротив, «форма» созидает соборность: «Освоение Нового и Ветхого заветов для русского православного человека совершалось не только посредством индивидуального чтения духовных произведений..., сколько как раз личным участием в православном соборном богослужении, которое и сформировало особую поведенческую структуру, особый православный менталитет» [107; 268].
«Форма», воспринимаемая в ее изначальном значении, предстает самой сутыо явления: «Когда служба сократится до часу, когда будет близко пришествие антихриста» [28; 62].
Утверждение писателем особой сущности русского и православного бытия опирается на исторический опыт.
История народа это, в произведениях
В.Н.
Крупина, не столько многовековое существование нации, сколько пространство народного пути.
Эта мысль выражается автором в различных (сказочных, былинных, литературных, собственно исторических) формах.
Событие и образ, имеющие отношение к народному бытию, не являются простыми приметами исторического времени.
Поэтому они не имеют временной удаленности от настоящего, их реальность надвременного характера.
(Конечно, нельзя прямолинейно отходить от конкретики художественной ткани, в которой присутствует последовательное и ретроспективное развитие действия, но нужно учитывать при этом, что эти черты прерогатива бытовой, но не бытийной сферы).

«Сильные были люди, палицами в сорок пудов бились» [53; 53] это и элемент рассказа о досоветском, дореволюционном времени, и ассоциативное упоминание о времени былинном.
В характеристике образа Чудинова
(«Великорецкая купель») есть момент переклички его с Иваном Сусаниным, реальным историческим лицом.
Путь к храму символизирует и историю национального
освобож145
[стр. 54]

54 повестей 90-х годов сходна с воззрениями не героя-повествователя произведений Крупина предшествующих лет, а со взглядами суровой старообрядчицы.
Точнее, она близка всем сливающимся в монологе голосам отражениям мировидения героев: “У Кости три условия к церкви.
(...) Первое: батюшка должен приезжать в церковь не на машине, а на лошади.
Второе: церковь должна отапливаться дровами, и третье: в ней не должно быть электричества, а только тот свет, что от свечей.
Сколько поставят, столько и свету.
Попутное, но уже невыполнимое условие это то, чтобы свечи были из чистого воска...” (24; 49).
Столь же непосредственным является отношение героев к православному обряду.
Речь идет о недопустимости обособления духа веры и ее “формы”.
Так, Николай Иванович считает необходимостью исполнение обряда крещения, ношение креста, наличие в доме икон, чтение молитв (“Великорецкая купель”); участие в общей молитве важно для всех действующих лиц повести “Крестный ход”, центральный мотив этого и других произведений может рассматриваться как форма православного служения.
Писателем опровергается точка зрения, разделяемая, в частности, В.Розановым: “Обряды и все русские исполняют, при обрядах присутствуют; но обрядово молятся только старообрядцы, и более в отпор угнетению, постигшему эти обряды, нежели по существу или порыву.
В общем же все русские, исполняя обряды, имеют молитву вне их, независимо от них...
как нечто особое, как другой, лирический, свой у каждого мир”1.

Напротив, “форма” созидает соборность: “Освоение Нового и Ветхого заветов для русского православного человека совершалось не только посредством индивидуального чтения духовных произведений..., сколько как раз личным 1 Розанов В.В.
Сумерки просвещения.
М: Педагогика, 1990.
С.
301.


[стр.,55]

55 участием в православном соборном богослужении, которое и сформировало особую поведенческую структуру, особый православный менталитет”1.
“Форма”, воспринимаемая в ее изначальном значении, предстает самой сутью явления: “Когда служба сократится до часу, когда будет близко пришествие антихриста” (17; 62).
Не только конечная цель пути, но и все его промежуточные вехи отмечены непременным тяготением к приоритету духовного начала: дорога Чудинова на Соловки не складывается, “куда бы, к чему бы он (Чудинов Н.Ф.) приехал, да еще не на пароходе “Зосима и Савватий”, а на “Демьяне Бедном”, так переименовали пароход” (14; 22).
Путь героя повести “Слава Богу за все” -не похож на путь Симы, при том, что тот и другой идут к храму.
Усиливается эта несхожесть при помощи композиционного приема: встреча названных действующих лиц происходит тогда, когда Сима возвращается обратно, что обусловливает, таким образом, разнонаправленность движения: “Большой привет с большого БАМа, закричал он (Сима Н.Ф.), а ведь я тебя точно вычислил! Я уже и у святыни побывал и еду полный цурюк.
(...) Извини-подвинься, но зачем же достижения науки и техники, зачем колесо? Я уже съездил, ты все тащишься” (25; 81).
То, что у Крупина ограничено рамками образа, несходного с героемповествователем персонажа, в повести А.Мелихова “Высокая болезнь” развернуто в близкое авторскому “я” мировидение: “Как в собственную усадьбу, я катался на попутках в Новгород, чтобы наконец сродниться с каждой церквухой.
(...) Чтобы натянуться струной...
перед еще невиданным Рерихом, Малевичем, Врубелем, черт знает кем еще, я не ленился катить в Харьков, в Минск, в глушь, в Саратов...”1 2 Духовное 1 Есаулов И.А.
Категория соборности в русской литературе.
-Петрозаводск: Изд-во Петрозаводского госуниверсигета, 1995.
С.
268.
2 Мелихов А.
Высокая болезнь // Октябрь.
1997.
№ 8.
С.
30-31.


[стр.,56]

56 содержание мира преломляется через эстетическую и даже утилитарную (повышение интеллектуального уровня) сторону восприятия, утрачивая способность влиять на внутренний мир героя.
Утверждение писателем особой сущности русского и православного бытия опирается на исторический опыт.
История народа это, в произведениях
Крупина, не столько многовековое существование нации, сколько пространство народного пути.
Эта мысль выражается автором в различных (сказочных, былинных, литературных, собственно исторических) формах.
Событие и образ, имеющие отношение к народному бытию, не являются простыми приметами исторического времени.
Поэтому они не имеют временной удаленности от настоящего, их реальность надвременного характера.
(Конечно, нельзя прямолинейно отходить от конкретики художественной ткани, в которой присутствует последовательное и ретроспективное развитие действия, но нужно учитывать при этом, что эти черты прерогатива бытовой, но не бытийной сферы.)
“Сильные были люди, палицами в сорок пудов бились” (24, 53) это и элемент рассказа о досоветском, дореволюционном времени, и ассоциативное упоминание о времени былинном.
В характеристике образа Чудинова
(“Великорецкая купель”) есть момент переклички его с Иваном Сусаниным, реальным историческим лицом.
Путь к храму символизирует и историю национального
освобождения: “Суворов вон какой умный, почему? Александр Невский почему тевтонов расхвостал? Донской Дмитрий почему навеки славен? Кутузов почему негасим для потомков? В Бога верили!” (14; 44).
Русское бытие строится на основе православной веры: “Если чего и достигают русские, только с помощью Бога, другого нет” (14; 53).
Отсюда его обращенность к духовному началу.
Как отражение этого наличие двух ипостасей Руси: земной и небесной.

[Back]