Проверяемый текст
Федченко Наталья Леонидовна. Тенденции жанрово-стилевого развития повести 90-х годов (Диссертация 1999)
[стр. 156]

За такой логикой восприятия бытия следует и иное осознание народной вины: Вина на человеке прежде всего перед порушенной церковью («вера ослабла, и церковь упала» [28; 67], за которой стоит погибающая Россия: «Угол ветшает, трупеет, сыплется высушенная гниль, запорашивает глаза.
Так нам, так, большего не заслужили.
Гляди сквозь пот и слезы на родину, сын ее, гляди.
Ты, никто другой, отдал
ес на растерзание бесам, не отмолить тебе грех измены матери.
И все-таки молись и молись, милосерд Господь»
[75].
Как видно из этих слов, враждебное, антирусское и антиправославное (упоминание бесов) воздействие в качестве гибельного фактора неотделимо от деяний самого народа.
Сущностью такого деяния
видится терпение.
Терпение выступает в произведениях
В.Н.
Крупина неоднозначным понятием.
Терпение народа и человека, сознающего себя частью народа, это следование завету Христа.
Терпение
«лежит в основе нашего спасения, в основе всех других добродетелей.
Ее необходимо воспринять не только умом, но и сердцем, чтобы с помощью этой добродетели преодолевать всевозможные препятствия на пути спасения»
[28; 61].
Конкретно терпение представлено у В.Н.
Крупина как превозможение невзгод в крестном ходе:
«Источник неблизко, метров пятьсот вниз.
Много крапивы.
<...> У источника обрыв покруче.
Впереди поскользнулась и упала женщина.
<...> Вода вниз течет плохо, подступов нет.
Скользко, топко.
Заросли болотных лилий, самое змеиное место.
У источника батюшка, к нему огромная очередь.
<...> Жижа ледяная...
Начерпываем кружки, баночки, чайники, бутылки.
Вода так холодна, что от дыхания над ней идет пар.
<...> С молитвой, отойдя в сторону, умываются, особенно с верой наша молитва, наполняет нас радостной силой, духом Святым.
...
Смысл великих слов доходит до меня: «Радостью друг друга обымем! Радостью!» <...> дай мне, Господи, счастье снова видеть этих милых, несгибаемых старух и идти с ними снова, учиться у них мудрости и терпению» [30; 78].В этих словах угадывается мета153
[стр. 68]

68 спасетесь.
...не Бог будет судить, а будет судить совесть, Бог будет только печати ставить, утверждать” (14; 43).
Вина на человеке прежде всего перед порушенной церковью
(“вера ослабла, и церковь упала” (14; 43)), за которой стоит погибающая Россия: “Угол ветшает, трупеет, сыплется высушенная гниль, запорашивает глаза.
Так нам, так, большего не заслужили.
Гляди сквозь пот и слезы на родину, сын ее, гляди.
Ты, никто другой, отдал
ее на растерзание бесам, не отмолить тебе грех измены матери.
И все-таки молись и молись, милосерд Господь”
(17; 66-67).
Как видно из этих слов, враждебное, антирусское и антиправославное (упоминание бесов) воздействие в качестве гибельного фактора неотделимо от деяний самого народа.
Сущностью такого деяния
нам видится терпение.
Терпение выступает в произведениях
Крупина неоднозначным понятием.
Терпение народа и человека, сознающего себя частью народа, это следование завету Христа.
Терпение
“лежит в основе нашего спасения, в основе всех других добродетелей.
Ее необходимо воспринять не только умом, но и сердцем, чтобы с помощью этой добродетели преодолевать всевозможные препятствия на пути спасения”1.

Конкретно терпение представлено у Крупина как превозможение невзгод в крестном ходе: “Поесть-то и комарам надо! кричит Маргаритушка, а нам потерпеть надо” (17; 61).
В этих словах угадывается метафизика терпения на пути православного служения.
Именно за это “Господь много возлюбит вятскую землю” (17; 61).
Иным является терпение как явление социального плана: “...колхозников ничего не убьет.
Вот собрали все нации на испытание, кто больше всех выдержит, посадили в бочки и крутят.
Всех укрутили, все на 1 Высокопрсосвященнсйший Иоанн, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский.
Голос вечности.
-СПб.: Царское дело, 1997.
С.
107.

[Back]