Проверяемый текст
Федченко Наталья Леонидовна. Тенденции жанрово-стилевого развития повести 90-х годов (Диссертация 1999)
[стр. 159]

ственное пространство ему отведено, характеризуется слиянием с народным началом.
На эту особенность прозы В.Н.
Крупина указывает Н.И.
Подзорова: «Лирический герой Крупина — плоть от плоти народной...» [196; 190].
На примере более ранних произведений писателя исследователь выделяет весьма значимую черту его творчества увеличение содержательности каждого образа за счет символических коннотаций:
«Воспоминательно-исповедальный жанр, выбранный В.Н.
Крупиным, емок.
Автор захватывает своими воспоминаниямиразмышлениями сразу несколько эпох былинные времена, сегодняшний день, годы, что протекли по бывшей Владимирке вместе с каторжной
Русыо в Сибирь, время детства лирического героя» [205; 185].
К повестям В.Н.
Крупина применимо следующее определение, раскрывающее их стилевую специфику: «Символ...
не только емкий, но и объемный образ, способный вместить в себя разные грани и уровни жизни (ситуативное, историческое, философское)»
[231; 12].
По словам Л.Зельцера, «центральный символ это конденсат целостности, смысловой сгусток, модель структуры и стиля» [106; 13], это понимание в образе идеи [106; 11].Примером такого символа является символ «живой воды» в одноименной повести.
«Надо было крепко желать избавления от прошлого, чтобы рыть с таким остервенением.
<..
.> Из окна за Васей наблюдали через темные очки.
Вот он углубился до пояса, вот скрылся по грудь, вот с головой, а под конец только мелькала выбрасываемая земля.<...> Анализ показал: вода необычайно богата анионами и катионами, хотя содержание фосфора ниже нормы, но зато калийные и натриевые компоненты превышают допустимые, азотнокислая составляющая колеблется, словом, вода, открытая Васей, была целебная.
Пить можно, купаться подождать» [19; 193].
Живая вода в повести выступает как извечный символ чистоты и одушевления, красоты и спасения.
Не случайно в финале произведения автор приводит читателей к речному первородному роднику с отраженным в нем небом.
«А к ногам бы потихоньку падали листья, и земля становилась золотой.
Некоторым 156
[стр. 72]

72 народным началом.
На эту особенность прозы Крупина указывает Н.Подзорова: “Лирический герой Крупина плоть от плоти народной...”1 На примере более ранних произведений писателя исследователь выделяет весьма значимую черту его творчества увеличение содержательности каждого образа за счет символических коннотаций: “Воспоминательноисповедальный жанр, выбранный В.Крупиным, емок.
Автор захватывает своими воспоминаниями-размышлениями сразу несколько эпох былинные времена, сегодняшний день, годы, что протекли по бывшей Владимирке вместе с каторжной
Русью в Сибирь, время детства лирического героя'’1 2.
К повестям Крупина приложимо раскрывающее их стилевую специфику следующее определение: “Символ...
не только емкий, но и объемный образ, способный вместить в себя разные грани и уровни жизни (ситуативное, историческое, философское)”3.

По словам Л.Зельцера, “центральный символ это конденсат целостности, смысловой сгусток, модель структуры и стиля”4, это понимание в образе идеи5.
Не выделявший себя из рамок эпического национального начала лирический герой более ранних повестей Крупина в прозе 90-х годов в значительной мере утрачивает свою индивидуально-личностную характеристику, ее роль в смысловой ткани произведений снижается.
Наделение персонажа говорящей фамилией, соотнесение его с обобщенным народным образом или реальным историческим персонажем (укорененным в национальной традиции), воссоздание конкретики народного единства все это свидетельствует о расширении писателем границ реалистического образа.
1 Подзорова Н.А.
Корни и побеги: Проза 60-70-х гг.
Литературные портреты, статьи, полемика.
-М.: Московский рабочий, 1979.
С.
190.
2 Там же.
С.
185.
3 Хрулев В.И.
Символика в прозе Леонида Леонова.
Уфа: Башкирский университет, 1992.-С.
12.
4 Зельцер Л.З.
Символ инструмент анализа художественного произведения.
Владивосток: ДГУ, 1990.
С.
12-13.
5 См.: там же.
С.
11.

[Back]