Проверяемый текст
Федченко Наталья Леонидовна. Тенденции жанрово-стилевого развития повести 90-х годов (Диссертация 1999)
[стр. 162]

Усложнение жанровой структуры повестей В.Н.
Кру пина в 90-е годы за счет внесения в них элементов композиции, свойственной произведениям духовной направленности (хожение, поучение, житие), способствовало «реальной» длительности происходящего, подчиняющейся виехудожественной временной логике.
Ретроспекция оказывается возможной
только в рамках воспоминаний героя.
«Воспоминаниями», иначе, национальной памятью героянарода можно назвать исторические экскурсы и параллели.
При этом подчеркнем, что их временная конкретика не является самостоятельной.
Писатель обращается к существующим в национальной традиции элементам мироздания, отражающимся исторически или мифологически (в сказке,
бьшине).
При этом он ищет содержательные переклички с реальным временем.
Присутствие сказочного мотива в большей степени характерно для произведений 80-х годов.
В повести
«Живая вода» сказочными можно назвать элементы сюжета (путешествие Кирпикова на небо за живой водой), мотивацию поступков (поиск главным героем материала для производства стекла).
Особенностью обращения к фольклору является поиск гармонии с изображаемым миром.
Так, помещенные в сказочный антураж, обитатели неба не имеют сказочной сущности, что усиливает ироничность их восприятия.
В то же время Кирпиков, носитель черт национального характера, предстает настоящим героем русского фольклора.
В повестях 90-х годов писатель обращается к сказочной форме, чтобы подчеркнуть ее разрушенность, ее несовместимость с настоящим.
Большее, но не довлеющее значение приобретает иная, также закрепленная в фольклорной традиции модель бытия, былинная.
Ее наличие, присутствие связанного с нею мотива богатырства можно отметить и в повести
«Живая вода», само название которой вводит в контекст как русской сказки, так и русской былины.
В рамках
«воспоминаний» героя, о которых мы говорили выше, отмечается этот жанр на159
[стр. 74]

74 подчиняющейся внехудожественной временной логике.
Ретроспекция оказывается возможной
только в рамках воспоминаний героя.
“Воспоминаниями”, иначе, национальной памятью героя-народа можно назвать исторические экскурсы и параллели.
При этом подчеркнем, что их временная конкретика не является самостоятельной.
Писатель обращается к существующим в национальной традиции элементам мироздания, отражающимся исторически или мифологически (в сказке,
былине).
При этом он ищет содержательные переклички с реальным временем.
Присутствие сказочного мотива в большей степени характерно для произведений 80-х годов.
В повести
“Живая вода” сказочными можно назвать элементы сюжета (путешествие Кирпикова на небо за живой водой), мотивацию поступков (поиск главным героем материала для производства стекла).
Особенностью обращения к фольклору является поиск гармонии с изображаемым миром.
Так, помещенные в сказочный антураж обитатели неба не имеют сказочной сущности, что усиливает ироничность их восприятия.
В то же время Кирпиков, носитель черт национального характера, предстает настоящим героем русского фольклора.
В повестях 90-х годов писатель обращается к сказочной форме, чтобы подчеркнуть ее разрушенность, ее несовместимость с настоящим.
Большее, но не довлеющее значение приобретает иная, также закрепленная в фольклорной традиции модель бытия, былинная.
Ее наличие, присутствие связанного с нею мотива богатырства можно отметить и в повести
“Живая вода”, само название которой вводит в контекст как русской сказки, так и русской былины.
В рамках
“воспоминаний” героя, о которых мы говорили выше, отмечается этот жанр народного творчества в художественной ткани произведений “Прощай, Россия, встретимся в раю” и “Крестный ход”.
Тем не менее, и в прозе писателя последних лет осуществляются в полной мере “традиции народной фантастики”1.
Они нашли отражение в 1 Селезнев Ю.И.
Мысль чувствующая и живая: литературно-критические статьи.
М.: Современник, 1982.
С.
289.

[Back]