Проверяемый текст
Федченко Наталья Леонидовна. Тенденции жанрово-стилевого развития повести 90-х годов (Диссертация 1999)
[стр. 171]

Собирательный образ Руси крестный ход.
В едином шествии на реку Великую писатель показывает, как по-разному, каждый на свой лад, верят в Бога идущие к нему люди.
Все они, объединенные поиском истины, следуют за олицетворяющим будущее России мальчиком, образ которого стал выражением слов Евангелия: «Если не будете как дети, не войдете в царствие небесное» [71].
Духовные проблемы, которые писатель поднимает в произведениях данного периода, определяют и жанр художественного творчества.
В композицию произведений автор вводит такие жанры православной литературы как молитвы, жития, поучения, хождения, притчи (этот факт имеется в повестях «Живая вода», «Великорецкая купель», «Крестный ход», «Люби меня, как я тебя...», в рассказах «Чудеса», «Прошли времена, остались сроки», «Первая исповедь», «Зимние ступени» и других).
Доминантой, организующей жанрово-стилевое пространство прозы В.Ы.Крупина рубежа веков ХХ-ХХ1, является соборность.
Писатель вполне осознанно ориентируется и внутренне отчетливо придерживается православного толкования
этого понятия.
«Соборность это единство народа в исполнении христианского долга и пожертвовании, в стремлении посильно приблизиться к Богу, «обожиться», «освятиться», воплотить в себе нравственный идеал Православия» [77; 35].
Эта форма бытия русского народа, чье
«благотворное влияние ...сопровождает Россию сквозь века, с самого момента ее государственного оформления в самостоятельную державу», предопределяет характер жанрообразующих элементов и принципы ее художественной реализации в повестях В.Н.
Крупина 90-х годов, влияя как на их составляющие, так и на сущность образа главного героя.
Соборность реализуется в произведениях В.Н.
Крупина через: философское осмысление православной проблематики (повести «Великорецкая купель», «Крестный ход», «Люби меня, как я тебя...»); образы святых, образы людей, тяготеющих к православным идеалам и традициям (образы Николая Ивановича Чудинова из повести «Великорецкая 167
[стр. 24]

24 своего назначения в решении общих вопросов жизни...”1.
В данном контексте можно говорить о зарождении в современной литературе мотива “возвращения”, особенности которого рассмотрим далее.
В соответствии со сказанным, в качестве идейной доминанты, организующей жанрово-стилевое пространство прозы Крупина 90-х годов, назовем соборность.
Писатель вполне осознанно ориентируется и внутренне отчетливо придерживается православного толкования
злою понятия.
"Соборность зло единство народа в исполнении христианского долга и самопожертвовании, в стремлении посильно приблизиться к Богу, “обожиться”, “освятиться”, воплотить в себе нравственный идеал Православия”1 2, писал митрополит Иоанн.
Эта форма бытия русского народа, чье
“благотворное влияние...
сопровождает Россию сквозь века, с самого момента ее государственного оформления в самостоятельную державу”, предопределяет характер
пространственно-временной организации художественной реальности у Крупина, влияя как на ее составляющие, так и на сущность образа главного героя.
Герой произведений Владимира Крупина, в 70-80-х годах осмысливавшийся как носитель народных черт, в повестях писателя 90-х годов предстает как значительно более сложный образ.
Предпосылки этого можно найти в более ранней прозе: уже там обнаруживается понимание национального бытия в качестве данности, включающей в себя бытие каждого отдельного человека.
Взаимообусловленность частного и общего, “личного и всенародного, более того всемирного”3 (по словам Ю.Селезнева), наличие внутренней связи между селом, деревней и даже одним деревенским домом и той народной общностью, в которую они входят.
1 Горн В.
“Истинное величие почвенно” // Алтай.
1993.
№ 5.
С.
17.
2 Высокопреосвященнейший Иоанн, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский.
Самодержавие духа.
-СПб.: Царское дело, 1995.
С.
35.
3 Селезнев Ю.И.
Мысль чувствующая и живая: Литературно-критические статьи.
М.: Современник, 1982.
С.
262.

[Back]