Собирательный образ Руси крестный ход. В едином шествии на реку Великую писатель показывает, как по-разному, каждый на свой лад, верят в Бога идущие к нему люди. Все они, объединенные поиском истины, следуют за олицетворяющим будущее России мальчиком, образ которого стал выражением слов Евангелия: «Если не будете как дети, не войдете в царствие небесное» [71]. Духовные проблемы, которые писатель поднимает в произведениях данного периода, определяют и жанр художественного творчества. В композицию произведений автор вводит такие жанры православной литературы как молитвы, жития, поучения, хождения, притчи (этот факт имеется в повестях «Живая вода», «Великорецкая купель», «Крестный ход», «Люби меня, как я тебя...», в рассказах «Чудеса», «Прошли времена, остались сроки», «Первая исповедь», «Зимние ступени» и других). Доминантой, организующей жанрово-стилевое пространство прозы В.Ы.Крупина рубежа веков ХХ-ХХ1, является соборность. Писатель вполне осознанно ориентируется и внутренне отчетливо придерживается православного толкования этого понятия. «Соборность это единство народа в исполнении христианского долга и пожертвовании, в стремлении посильно приблизиться к Богу, «обожиться», «освятиться», воплотить в себе нравственный идеал Православия» [77; 35]. Эта форма бытия русского народа, чье «благотворное влияние ...сопровождает Россию сквозь века, с самого момента ее государственного оформления в самостоятельную державу», предопределяет характер жанрообразующих элементов и принципы ее художественной реализации в повестях В.Н. Крупина 90-х годов, влияя как на их составляющие, так и на сущность образа главного героя. Соборность реализуется в произведениях В.Н. Крупина через: философское осмысление православной проблематики (повести «Великорецкая купель», «Крестный ход», «Люби меня, как я тебя...»); образы святых, образы людей, тяготеющих к православным идеалам и традициям (образы Николая Ивановича Чудинова из повести «Великорецкая 167 |
24 своего назначения в решении общих вопросов жизни...”1. В данном контексте можно говорить о зарождении в современной литературе мотива “возвращения”, особенности которого рассмотрим далее. В соответствии со сказанным, в качестве идейной доминанты, организующей жанрово-стилевое пространство прозы Крупина 90-х годов, назовем соборность. Писатель вполне осознанно ориентируется и внутренне отчетливо придерживается православного толкования злою понятия. "Соборность зло единство народа в исполнении христианского долга и самопожертвовании, в стремлении посильно приблизиться к Богу, “обожиться”, “освятиться”, воплотить в себе нравственный идеал Православия”1 2, писал митрополит Иоанн. Эта форма бытия русского народа, чье “благотворное влияние... сопровождает Россию сквозь века, с самого момента ее государственного оформления в самостоятельную державу”, предопределяет характер пространственно-временной организации художественной реальности у Крупина, влияя как на ее составляющие, так и на сущность образа главного героя. Герой произведений Владимира Крупина, в 70-80-х годах осмысливавшийся как носитель народных черт, в повестях писателя 90-х годов предстает как значительно более сложный образ. Предпосылки этого можно найти в более ранней прозе: уже там обнаруживается понимание национального бытия в качестве данности, включающей в себя бытие каждого отдельного человека. Взаимообусловленность частного и общего, “личного и всенародного, более того всемирного”3 (по словам Ю.Селезнева), наличие внутренней связи между селом, деревней и даже одним деревенским домом и той народной общностью, в которую они входят. 1 Горн В. “Истинное величие почвенно” // Алтай. 1993. № 5. С. 17. 2 Высокопреосвященнейший Иоанн, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский. Самодержавие духа. -СПб.: Царское дело, 1995. С. 35. 3 Селезнев Ю.И. Мысль чувствующая и живая: Литературно-критические статьи. М.: Современник, 1982. С. 262. |