Проверяемый текст
Белова Ольга Павловна. Своеобразие художественно-публицистической манеры Владимира Крупина (Диссертация 2004)
[стр. 174]

3.2.
Проблема соотношения материального и духовного (земного и небесного) миров и ее отражение на уровне жанра в повести «Люби меня, как я тебя...» (1998) В центре внимания автора проблема соотношения мира материального и духовного.
В своей прозе В.Н.
Крупин обращается к теме чуда.
Герои одного из ранних рассказов «Чудеса» [68] делятся друг с другом чудесами, действительно произошедшими, но необычными для жизни.
Причем, во всех этих событиях узнаются евангельские реминисценции.

У бабушки, которая очень хотела успокоить и накормить плачущего внука и дала ему свою грудь, вдруг появляется молоко.
Не так ли Иисус накормил пятью хлебами пять тысяч человек.

Другое чудо слепая старуха в надежде прозреть укладывала вокруг себя множество кошек, считая, что от них, якобы, исходит «лечебное» электричество.
Верила и прозрела.
Это напоминает исцеление слепых Иисусом Христом: «Когда Иисус шел оттуда, за Ним следовали двое слепых и кричали: помилуй нас, Иисус, Сын Давидов! <...> И говорит им Иисус: веруете ли, что я могу
эго сделать? Они говорят ему: ей, Господи! Тогда Он коснулся глаз их и сказал: по вере вашей да будет вам.
И открылись глаза их».
(Мф.
9; 27-29).
Однако все чудеса героями В.Н.
Кру
пина рассказываются в очереди у пивного ларька.
Этим автор как бы принижает саму «чудесность» и веру в них героев.
Даже
голуби1 оказываются вовлечены в хаос современной жизни, они «с забора слетают вниз и начинают пить из желтой лужицы» вылитого на землю пива.
Но в людях все же жива потребность веры в чудесное.
Необходимость
этой веры и надежды на лучшее выражается в том, что голуби взлетают1.
С годами В.Н.
Крупин несколько пересмотрел свое отношение к чудесам.
Об этом он говорит в небольшой зарисовке «Главное чудо»
[14; 42].
«Как-то все В христианской традиции голубь является часто зримым образом Святого Духа.
В виде голубя Он явился над водами Иордана во время крещения Иисуса Христа (Мф.
3; 16).
Голубь же прилетел к Ною в ковчег радостным вестником того, что вода сошла с лица земли (Быт.
8; 8-11).

170
[стр. 181]

рисунок лица, складки большого платка, лицо обрамляющего, выпростанные из платка руки, бережно держащие спсленутого младенца.
Нс дыша и не спуская с образа глаз, девочка взяла краски и, опустившись на колени, начала осторожно работать, закрепляя и упрочивая насовсем только ей видимое на темном дереве»59.
С возвращением иконы в дом бабы Надежи вернулась Божья благодать: «Всю неделю в хатке стояло тонкое благоухание.
Люди заходили и, почуяв его, спрашивали: Чем это?..
Так хорошо».
Особо значимо, что чудо произошло благодаря чуткому сердечку ребенка.
Исследователь Мокрова М.
утверждает, что «поэтика чуда, чего-то сверхъестественного, столь не характерная для реалиста Б.
Екимова, здесь органически входит в структуру художественного текста.
<...> Очевидно, что не о единичном чуде хотел поведать нам Б.
Екимов, но о насущной необходимости возвращения в нашу жизнь веры в Добро, светлой духовности и совестливости, о том, что чудеса случаются только тогда, когда они подготовлены самим человеком, его трудом, готовностью противостоять совершающимся Злу и Несправедливости»60.
К теме чуда обращается в своей прозе и В.
Крупин.
Герои одного из ранних рассказов «Чудеса»61 делятся друг с другом чудесами, действительно произошедшими, по необычными для жизни.
Причем, во всех этих событиях узнаются евангельские реминисценции.

Приведем несколько примеров.
У бабушки, которая очень хотела успокоить и накормить плачущего внука и дала ему свою грудь, вдруг появляется молоко.
Не так ли Иисус накормил пятью хлебами пять тысяч человек
(Мф.
14; 16-20)? Другое чудо слепая старуха в надежде прозреть укладывала вокруг себя множество кошек, считая, что от них, якобы, исходит «лечебное» электричество.
Верила и прозрела.
Это напоминает исцеление слепых Иисусом Христом: «Когда Иисус шел оттуда, за Ним следовали двое слепых и кричали: помилуй нас, Иисус, Сын Давидов! <...> И говорит им Иисус: веруете ли, что я могу
5’ Крупин В.Н.
Бумажные цепи /В.
Крупин //Рассказы последнего времени.
М.: Глобус, 2001.
С.551.
Мокрова М.В.
Жанр рассказа в творчестве Б.
Екимова: традиции и новаторство: Дне.
...канд.
филол.
наук /М.В.
Мокрова.
Волгоград: ВГПУ, 2003.
С.53.
61 Крупин В.Н.
Чудеса/В.
Крупин //Избранное: В 2-х т.
-М.: Молодая гвардия, 1991.-Т.2.-С.
157.
181

[стр.,182]

это сделать? Они говорят ему: ей, Господи! Тогда Он коснулся глаз их и сказал: но вере вашей да будет вам.
И открылись глаза их».
(Мф.9; 27-29).
Однако все чудеса героями В.
Крупица
рассказываются в очереди у пивного ларька.
Этим автор как бы принижает саму «чудесность» и веру в них героев.
Даже
голуби62 оказываются вовлечены в хаос современной жизни, они «с забора слетают вниз и начинают пить из желтой лужицы» вылитого на землю пива.
Зачем же нужно было автору принижать так «божью птицу»? Не затем ли, чтобы показать, насколько изменился уровень ценностей нашего существования? Но все же у людей жива потребность веры в чудесное; необходимость же этой веры и надежда на лучшее выражается в том, что голуби взлетают.
С годами В.
Крупин несколько пересмотрел свое отношение к чудесам.
Об этом он говорит в небольшой зарисовке «Главное чудо»63.

«Как-то все вдруг стали гоняться за чудесами.
Там икона мироточит, надо бежать, приложиться.
Гам листья на сухой ветке у могилы митрополита распустились чудо!», начинает разговор автор.
Что такое чудеса и как часто они проявляются в нашей жизни? интересуется писатель.
Любопытна в этой связи точка зрения на чудо героя миниатюры отца Алексея, мнение которого, на наш взгляд, поддерживает сам Владимир Крупин: «Бог милует, хулиганства в селе нет.
Участковый без дела, даже стал в храм приходить.
Семьи у нас все большие, пьянства нет.
Все венчаются, все крестятся.
Умерших отпеваем, панихиды служим.
По домам ходим, избы, квартиры освящаем.
Нынче соборовались все.
В один день не смогли, разделили на три дня.
А так, он снова улыбнулся, никаких чудес»64.
По мнению В.
Крушит, проявление в современном безнравственном мире того, что должно быть нормой в обществе духовном (благополучные семьи, отсутствие пьянства и грабежей и пр.), уже сеть чудо.
И это чудо невозможно без воцерковления народа.
Автор убежден, что доказательство присутствия Бога чудесами необходимо только маловерным.
Верующие Христу молятся и без чудес, т.к.
главное чудо воскресение его ради спасения остальных.
62 В христианской традиции голубь является часто зримым образом Святого Духа.
В виде голубя Он явился над водами Иордана во время крещения Иисуса Христа (Мф.
3;16).
Голубь же прилетел к Ною в ковчег радостным вестником того, что вода сошла с лица земли (Быт.
8;8-11).

63 Крупин В.Н.
Главное чудо/В.
Крупин //Вера.
Сыктывкар.
-2001,Лпр.
-Вып.2.--*<в385.
64 Там же.

[Back]