Проверяемый текст
Белова Ольга Павловна. Своеобразие художественно-публицистической манеры Владимира Крупина (Диссертация 2004)
[стр. 175]

вдруг стали гоняться за чудесами.
Там икона мироточит, надо бежать, приложиться.

Там листья на сухой ветке у могилы митрополита распустились чудо!», начинает разговор автор.
Что такое чудеса и как часто они проявляются в нашей жизни? интересуется писатель.

По мнению В.Н.
Крупина, проявление в современном безнравственном мире того, что должно быть нормой в обществе духовном (благополучные семьи, отсутствие пьянства и грабежа и пр.), уже есть чудо.
И это чудо невозможно без воцерковления народа.
Автор убежден, что доказательство присутствия Бога чудесами необходимо только маловерным.
Верующие Христу молятся и без чудес,
так как главное чудо воскресение его ради спасения остальных.
Таким образом, В.Н.
Крупны по-новому раскрывает тему чудесного: с его точки зрения, чудо (как проявление Божественного заступничества) это не только сверхъестественное событие, удивляющее всех, но и постоянное присутствие Божьей благодати в жизни, незаметно проявляющееся во всех сферах человеческой жизни.
Решение проблемы соотношения духовного и материального мира
писатель находит через обращение к теме милосердия и милостыни.
Мысль автора легко угадывается: человеку так немного нужно, и каждый из нас в силах дать эту малость помочь другому конкретным делом.
Милосердие, по
В.Н.
Крупину, понятие не абстрактное, а конкретное с его конкретными добрыми делами.
Во второй главе работы был проанализирован рассказ «Мария Сергеевна».
Главный герой помог бездомной старухе конкретным делом, предоставив ей возможность по-человечески помыться.
И это есть проявление милосердия, милости к другому
человеку.
Рассматривая в рамках малой прозы соотношение художественного пространства «город-деревня» применительно к проблеме духовности, В.Н.
Крупин не отрицает роли деревни в сохранении нравственных начал, а также православной веры.
Но он не отрицает существование духовного начала в городе.
171
[стр. 182]

это сделать? Они говорят ему: ей, Господи! Тогда Он коснулся глаз их и сказал: но вере вашей да будет вам.
И открылись глаза их».
(Мф.9; 27-29).
Однако все чудеса героями В.
Крупица рассказываются в очереди у пивного ларька.
Этим автор как бы принижает саму «чудесность» и веру в них героев.
Даже голуби62 оказываются вовлечены в хаос современной жизни, они «с забора слетают вниз и начинают пить из желтой лужицы» вылитого на землю пива.
Зачем же нужно было автору принижать так «божью птицу»? Не затем ли, чтобы показать, насколько изменился уровень ценностей нашего существования? Но все же у людей жива потребность веры в чудесное; необходимость же этой веры и надежда на лучшее выражается в том, что голуби взлетают.
С годами В.
Крупин несколько пересмотрел свое отношение к чудесам.
Об этом он говорит в небольшой зарисовке «Главное чудо»63.
«Как-то все вдруг стали гоняться за чудесами.
Там икона мироточит, надо бежать, приложиться.

Гам листья на сухой ветке у могилы митрополита распустились чудо!», начинает разговор автор.
Что такое чудеса и как часто они проявляются в нашей жизни? интересуется писатель.

Любопытна в этой связи точка зрения на чудо героя миниатюры отца Алексея, мнение которого, на наш взгляд, поддерживает сам Владимир Крупин: «Бог милует, хулиганства в селе нет.
Участковый без дела, даже стал в храм приходить.
Семьи у нас все большие, пьянства нет.
Все венчаются, все крестятся.
Умерших отпеваем, панихиды служим.
По домам ходим, избы, квартиры освящаем.
Нынче соборовались все.
В один день не смогли, разделили на три дня.
А так, он снова улыбнулся, никаких чудес»64.
По мнению В.
Крушит, проявление в современном безнравственном мире того, что должно быть нормой в обществе духовном (благополучные семьи, отсутствие пьянства и грабежей и пр.), уже сеть чудо.
И это чудо невозможно без воцерковления народа.
Автор убежден, что доказательство присутствия Бога чудесами необходимо только маловерным.
Верующие Христу молятся и без чудес,
т.к.
главное чудо воскресение его ради спасения остальных.

62 В христианской традиции голубь является часто зримым образом Святого Духа.
В виде голубя Он явился над водами Иордана во время крещения Иисуса Христа (Мф.
3;16).
Голубь же прилетел к Ною в ковчег радостным вестником того, что вода сошла с лица земли (Быт.
8;8-11).
63 Крупин В.Н.
Главное чудо/В.
Крупин //Вера.
Сыктывкар.
-2001,Лпр.
-Вып.2.--*<в385.
64 Там же.


[стр.,183]

Таким образом, В.
Крупин по-новому раскрывает тему чудесного: с его точки зрения, чудо (как проявление Божественного заступничества) это нс только сверхъестественное событие, удивляющее всех, но и постоянное присутствие Божьей благодати в жизни, незаметно проявляющееся во всех сферах человеческой жизни.
* * * Решение проблемы соотношения духовного и материального мира
находят авторы и через обращения к теме милосердия и милостыни.
В рассказе Б.
Екимова «Как рассказать?» главный герой Григорий каждый год ездит на Дон помочь одинокой, чужой для него, т.Варе копать огород, а также сделать другие «мужские» работы но хозяйству.
Его помощь бескорыстная и так необходимая тетке Варе.
В этом автор видит нс только проявление милосердия, но и утверждение себя как человека.
Эти поездки для Григория важны не меньше, чем его помощь для т.Вари.
Григорий воспитывался в детдоме, поэтому ему всегда не хватало родительской любви, человеческого тепла, доброты.
Герой с детства научился ценить эти качества в других: он всю жизнь помнет, как в детстве его и других детдомовцев молодой моряк свозил в цирк и купил им мороженое, а когда он проходил первую практику на заводе, контролер т.Катя кормила его пирожками.
Эго были настоящие мгновенья счастья.
Мысль автора легко угадывается: человеку так немного нужно, и каждый из нас в силах дать эту малость помочь другому конкретным делом.
Милосердие, по
Екимову, понятие не абстрактное, а конкретное с его конкретными добрыми делами.
Такой же позиции придерживается и В.
Крупин.
Вспомним его рассказ «Мария Сергеевна» (его анализ см.
в Гл.1).
Главный герой также помогает бездомной старухе конкретным делом дав ей возможность по-человечески помыться.
И это есть проявление милосердия, милости к другому.

Интересно, что в малой прозе Б.
Екимова зачастую воплощением духовного мира является деревня, а бездушного, материального город.
И соотношение духовного и материального проецируется писателем на уровне соотношения городского и деревенского образа жизни, миропонимания.
В рассказе «Доехала благополучно» приехавшая в город к сыну баба Нюра недоглядела за собакой.
После этого случая жизнь в доме сына стала невыносимой, посто

[Back]