Проверяемый текст
Белова Ольга Павловна. Своеобразие художественно-публицистической манеры Владимира Крупина (Диссертация 2004)
[стр. 176]

Проблема соотношения духовного и материального мира в прозе В.Н.
Крупина, определении милостыни, милосердия решается как конкретный поступок в адрес нуждающегося; и в рассмотрении художественного пространства «город-деревня» писатель идет от конкретного человека.
Ценность каждого места определяется ценностью, духовными качествами тех людей, которые там живут.

В.Н.
Крупин реализует проблему соотношения духовного и материального с помощью публицистических средств.
Мнение писателя всегда четко сформулировано, но передаваться может
разными способами: с помощью цитаты из Библии и другой православной литературы; с помощью слов героя (нередко батюшки, церковнослужителя); либо от своего собственного имени.
Что касается жанра повести, то там проблема соотношения мира духовного и материального (земного и небесного) решается, на наш взгляд, тождественным образом.
В статье «Дом у дороги», посвященной творчеству Валентина Распутина, исследователь О.Салынский справедливо
заметил: «В.
Распутин бытописатель, хотя доскональное знание деревенского быта и придает его произведениям особую достоверность.
Его интересует не столько сам уклад жизни, сколько то, что он породил в человеке, строй душ»
[213; 5].
Это же можно сказать и о В.Н.
Крупине.
Однако следует заметить, что при всем их сходстве сравнение выявляет некоторые различия поэтики этих писателей, определенность именно публицистического подхода В.Н.
Крупина к
рассматриваемой проблеме.
В основе прозы В.Н.
Крупина лежат публицистические образы, специфика которых в том, что с одной стороны, в них проявляются «чувственноэмоциональное восприятие творцом действительности, а с другой возникшие на этой основе образы «облучаются» авторскими идеями и мыслями» [178; 106].
Не только в публицистике, но и в художественной прозе писатель следует главной своей идее идее Православия.
Он открыто декларирует, заявляет спе172
[стр. 185]

разное происхождение, разную жизнь, старушкам есть, о чем поговорить: о болезнях и лекарствах, о прелестях городской и деревенской жизни, но главное о Боге и о церкви.
По неграмотности многого не понимает или неправильно истолковывает в службе деревенская Прасковья, и москвичка Галина помогает ей разъяснениями (следует отметить, что эти разъяснения не случайны у Крупина ими он растолковывает суть церковных обрядов и для большинства читателей).
Но главное в душах обеих старушек живет всеобъемлющая любовь к людям и Богу.
Для В.
Крупина важно показать, что после поездки в столицу в поминальной тетрадочке Прасковьи на страничке «за здравие» появилось много новых имен.
Рассказ заканчивается цитатой (как нередко бывает у В.
Крупина), строчка из Покаянного канона обращена ко всем читателям: «Душе моя, душе моя, восстани.
Что спиши? Конец приближается, ими же смутитеся.
Воспряли, убо да посетит тебя Христос Бог».
Таким образом, проблема соотношения духовного и материального мира в прозе Б.
Екимова и В.
Крупина решается практически в одном ключе.
Во многом писатели являются единомышленниками: и в определении милости, милосердия как конкретного, реального поступка в адрес нуждающегося; и в рассмотрении художественного пространства «город-деревня» оба идут от конкретного человека.
Авторы говорят о том, что и деревенская, и городская жизнь может быть хорошей или плохой.
Но ценность каждого места определяется ценностью, духовными качествами тех людей, которые там живут.
Необходимо также отметить, что писатели, обращаясь нередко к одним и тем же темам, пользуются различными способами отражения реальности.
Екимов опирается на психологические характеристики, т.к.
все образы даются преимущественно в восприятии героев.
Писатель не дает однозначных оценок, утверждений, позволяя читателю самому найти ответ на все вопросы.
В.
Крупин по уже обозначенным нами причинам реализует проблему соотношения духовного и материального с помощью публицистических средств.
Мнение писателя всегда четко сформулировано, но передаваться может
по-разному: с помощью цитаты из Библии и другой священной литературы; с помощью слов героя (зачастую батюшки, церковнослужителя); либо от своего собственного имени.


[стр.,186]

§ 4.
Жанр повести: тема смерти в повести «Люби меня, как я тебя» В.
Крупина и «Последний срок» В.
Распутина 4.1.
Любовь и смерть у В.
Распутина и В.
Крупина В статье «Дом у дороги», посвященной творчеству Валентина Распутина, исследователь О.
Салынский справедливо
отмечает: «В.
Распутин не бытописатель, хотя доскональное знание деревенского быта и придает его произведениям особую достоверность.
Его интересует не столько сам уклад жизни, сколько то, что он породил в человеке, строй души»67.

Это же можно сказать и о В.
Кру пине.
Однако сразу заметим, что при всем их сходстве сравнение выявляет некоторые различия поэтики этих писателей, определенность именно публицистического подхода В.
Крупина к
рассмагриваемой теме.
Валентин Григорьевич Распутин художник эпического плана.
Он тщательно выписывает характер, используя различные средства психологического анализа.
Его произведения построены на всесторонних взаимосвязях мира и героя.
Писатель не говорит прямо о чувствах и переживаниях героев, не прибегает к длинным публицистическим по духу монологам, а изображает их как художник при помощи жестов героев, пауз, авторского комментария, образа повествователя, описания природы и других средств.
Создавая тот или иной образ, В.
Распутин полагается прежде всего на художественный вымысел.
Для таких писателей важно отобрать из жизненных фактов наиболее типичное и характерное, чтобы в дальнейшем придать повествованию художественное обобщение.
Несколько другой творческий подход к формированию замысла у В.
Крупина.
В основе его прозы лежат публицистические образы, специфика которых в том, что, с одной стороны, в них проявляются «чувственно-эмоциональное восприятие творцом действительности, а с другой возникшие на этой основе образы «облучаются» авторскими идеями и мыслями»68.
67 Салынский О.
Дом у дороги /О.
Салынский //Вопросы литературы.
1977.
№2.
С.5.
68 Кии М.Н.
Технология создания журналистского произведения/М.Н.
Ким.-СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2001.-С.95.

[Back]