Проверяемый текст
Белова Ольга Павловна. Своеобразие художественно-публицистической манеры Владимира Крупина (Диссертация 2004)
[стр. 177]

цифику тематики своих произведений, показывает как данность православную обрядность (большое внимание автор уделяет описанию церковных канонов, таинств, крестного хода, цитированию молитв, песнопений, Евангелия; в сюжетах произведений часто встречаются споры и рассуждения героев на околоцерковные темы; его герои часто люди воцерковленные).
Крупин выделяет это, откровенно подчеркивает и выстраивает в схему художественного произведения.
Подобная характеристика дает нам право утверждать, что доминантой поэтики повестей и рассказов В.Н.
Крупина является стилевая категория публицистичности.

Известно, что центральной идеей Христианства является смерть и воскресение к вечной жизни, более того, «сама проблема смерти вне христианского осмысления теряет всякую глубину, превращается в констатацию биологического факта»
[200].
По справедливому замечанию Д.В.
Макарова, «в русской литературе, наверное, нет такого художника, в творчестве которого не звучали бы мотивы смерти.

А.С.
Пушкин, М.Ю.
Лермонтов, Ф.М.
Достоевский, И.С.
Тургенев,
Л.Н.'Голстой и многие другие все писали о смерти, пытались просветить светом своего разума тьму неизвестности, найти путь «освобождения».
Отношение к смерти
нс просто одна из черт духовного портрета личности, но и показатель степени религиозности человека» [124; 113].
Поэтому, говоря о религиозной проблематике в творчестве В.Н.

Крупина, мы обратимся, прежде всего, к тем произведениям, на примере которых можно рассмотреть тему смерти.

Изначально глубоко интересуясь душой сельского жителя России,
писатель неминуемо должен был прийти к вопросу о смысле человеческой жизни, о Боге.
И труднейшей проблемой, с которой сталкиваются писатели, оказалась все-таки проблема смерти человека.
В Библии сказано, что в наказание за первородный грех наши бессмертные предки стали смертными, поэтому с момента рождения человек с каждым
173
[стр. 187]

Не только в публицистике, но и в своей художественной прозе В.
Крупиц следует главной своей идее идее Православия.
Он открыто декларирует, заявляет специфику тематики своих произведений, показывает как данность православную обрядность (большое внимание автор уделяет описанию церковных канонов, таинств, крестного хода, цитированию молитв, песнопений.
Евангелия; в сюжетах произведений часто встречаются споры и рассуждения героев на околоцерковные темы; его герои часто люди воцерковленные).

То есть то, что в произведениях В.
Распутина, как правило, сокрыто, но при этом проявляется во всей полноте в художественном образе, В.
Крупин намеренно выделяет, откровенно подчеркивает и выстраивает в схему.
Подобная характеристика дает нам право утверждать, что доминантой поэтики повестей и рассказов В.
Крупина является стилевая категория публицистичности.

Поскольку и В.
Распутин, и В.
Крупин писатели, вышедшие из деревни, все еще сохраняющей православные традиции, вполне логично говорить о внутренней, ментально-национальной религиозности их обоих, и тем интереснее пронаблюдать различие их поэтики, проанализировать особенности манеры повествования в изображении околорелигиозных тем.
Известно, что центральной идеей Христианства является смерть и воскресение к вечной жизни, более того, «сама проблема смерти вне христианского осмысления теряет всякую глубину, превращается в констатацию биологического факта»69.

По справедливому замечанию Д.В.
Макарова, «в русской литературе, наверное, нет такого художника, в творчестве которого не звучали бы мотивы смерти.

A.
С.
Пушкин, М.Ю.
Лермонтов, Ф.М.
Достоевский, И.С.
Тургенев
и многие другие все писали о смерти, пытались просветить светом своего разума тьму неизвестности, найти путь «освобождения».
Отношение к смерти
не просто одна из черт духовного портрета личности, но и показатель степени религиозности человека»'0.
Поэтому, говоря о религиозной проблематике в творчестве В.

Распутина и B.
Крупина, мы обратимся прежде всего к тем произведениям, на примере которых можно рассмотреть тему смерти.

Митин Г.
О жизни.
О смерти.
О вечном...
/Г.
Митин //Литература в школе.
1995.
ХгЗ.
С.18.
70 Макаров Д.В.
Христианские понятия и их художественное воплощение в творчестве И.С.
Шмелева: Дне.
...канд.
филол.
наук/Д.В.
Макаров.— Ульяновск: УлГТУ, 2001.
— С.113.


[стр.,188]

Изначально глубоко интересуясь душой сельского жителя России, В.
Распутин и В.
Крупин неминуемо должны были прийти вопросу о смысле человеческой жизни, о Боге.
И труднейшей проблемой, с которой сталкиваются писатели, оказалась все-таки проблема смерти человека.
В Библии сказано, что в наказание за первородный грех наши бессмертные предки стали смертными, поэтому с момента рождения человек с каждым
днем приближается к смерти.
Поскольку никому нс дано знать, когда настанет их час, также, как не дано знать миру время второго пришествия Христа («О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец мой один» [Мф.
24, 36]), то вся жизнь православного человека здесь, на Земле, подготовка к жизни небесной, к Страшному Суду.
Литературу в основном интересуют ситуации несправедливой, внезапной смерти: война, голод или болезнь (о такой смерти рассказывает нам, например, повесть В.
Крупина «Люби меня, как я тебя»).
Но есть и здесь исключения, в частности, повесть Валентина Распутина «Последний срок».
В этой повести сюжетным и композиционным стержнем произведения стала «обычная» смерть старухи (вспомним фразы, с которой начинается и которой заканчивается повесть).
Обе интересующие нас повести («Последний срок» В.
Распутина и «Люби меня, как я тебя» В.
Крупина) о человеческих судьбах, об отношении к смерти, о роли в жизни человека Божьего Промысла, о любви.
И еще одна мысль объединяет оба эти произведения: Бог есть Любовь и Он есть Истина.
К этой мысли пытаются подвести читателей и Валентин Распутин, и Владимир Крупин.
Итак, обратимся к текстам этих повестей и рассмотрим доминанту поэтики каждого из художников.
4.2.
Анна и Александра как православные героини.
Особенности реализации замысла авторов В плане нашего сопоставительного исследования нас интересует специфика поэтики творчества В.
Распутина и В.
Крупина.
Каким образом В.
Распутину удалось, не прибегая к изображению внешних церковных атрибутов, раскрыть глубину веры и духовности, нравственности и религиозности старухи уже тогда, в 70-е годы? И чем отличается его манера письма от индивидуального авторского стиля В.
Крупина, писавшего уже в другие годы?

[Back]