днем приближается к смерти. Поскольку никому не дано знать, когда настанет их час, также, как нс дано знать миру время второго пришествия Христа («О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец мой один») (Мф. 24, 36), то вся жизнь православного человека здесь, на Земле, подготовка к жизни небесной, к Страшному Суду. Литературу в основном интересуют ситуации несправедливой, внезапной смерти: война, голод или болезнь (о такой смерти рассказывает нам, например, повесть В.Н. Крупина «Люби меня, как я тебя...» (1998). Эта повесть о человеческих судьбах, об отношении к смерти, о роли в жизни человека Божьего промысла, о любви. И ещё одна мысль присутствует’ в этом произведении: Бог есть Любовь, и Он есть Истина. К этой мысли пытается подвести читателей ВН. Крупин. Тема жизни и смерти, имеющая место в этой повести, раскрывается через смерть и любовь. Вечный диалог любви и смерти: может ли человек отречься от любви, чтобы продлить свою жизнь? Может ли человек умереть ради любви и во имя шобви? Имеет ли смысл жизнь без любви? Для большинства людей (исключая, пожалуй, лишь монахов) земная ♦ жизнь обретает особый смысл с появлением земной любви, «ибо в воскресении ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божии на небесах» (Мф. 22; 30). Однако что есть земная любовь? И почему расплатой за нее является смерть? Естественно, что литература не может пройти мимо этой вечной темы. Вспомним классические примеры: Тристан и Изольда, Ромео и Джульетта, героиня поэмы М. Горького «Девушка и смерть» и многие другие. В повести «Сороковой день» (1982). В.Н. Крупин пытался осмыслить, что есть любовь духовная: «Да, если такой силы достигает обычная, земная любовь мужчины к женщине, доступная всем и даваемая любому, если она дает столько энергии, страдания, горя, радости, безысходности, ликования, печали, озарений, 174 |
Изначально глубоко интересуясь душой сельского жителя России, В. Распутин и В. Крупин неминуемо должны были прийти вопросу о смысле человеческой жизни, о Боге. И труднейшей проблемой, с которой сталкиваются писатели, оказалась все-таки проблема смерти человека. В Библии сказано, что в наказание за первородный грех наши бессмертные предки стали смертными, поэтому с момента рождения человек с каждым днем приближается к смерти. Поскольку никому нс дано знать, когда настанет их час, также, как не дано знать миру время второго пришествия Христа («О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец мой один» [Мф. 24, 36]), то вся жизнь православного человека здесь, на Земле, подготовка к жизни небесной, к Страшному Суду. Литературу в основном интересуют ситуации несправедливой, внезапной смерти: война, голод или болезнь (о такой смерти рассказывает нам, например, повесть В. Крупина «Люби меня, как я тебя»). Но есть и здесь исключения, в частности, повесть Валентина Распутина «Последний срок». В этой повести сюжетным и композиционным стержнем произведения стала «обычная» смерть старухи (вспомним фразы, с которой начинается и которой заканчивается повесть). Обе интересующие нас повести («Последний срок» В. Распутина и «Люби меня, как я тебя» В. Крупина) о человеческих судьбах, об отношении к смерти, о роли в жизни человека Божьего Промысла, о любви. И еще одна мысль объединяет оба эти произведения: Бог есть Любовь и Он есть Истина. К этой мысли пытаются подвести читателей и Валентин Распутин, и Владимир Крупин. Итак, обратимся к текстам этих повестей и рассмотрим доминанту поэтики каждого из художников. 4.2. Анна и Александра как православные героини. Особенности реализации замысла авторов В плане нашего сопоставительного исследования нас интересует специфика поэтики творчества В. Распутина и В. Крупина. Каким образом В. Распутину удалось, не прибегая к изображению внешних церковных атрибутов, раскрыть глубину веры и духовности, нравственности и религиозности старухи уже тогда, в 70-е годы? И чем отличается его манера письма от индивидуального авторского стиля В. Крупина, писавшего уже в другие годы? быстро ставшей им чужой и ненужной, источник обобщающей мысли В. Распутина: распадение связей в семье ведет к утрате единства в обществе, духовной общности между людьми”74. Обратим внимание на то, что повесть была написана в 1970 году! Пройдет чуть более 20 лет, и В. Крупиц напишет повесть «Люби меня, как я тебя» о символичной смерти молодой девушки, которая умерла в пасхальную ночь. Тема жизни и смерти, также имеющая место в этой повести, раскрывается через другую тему смерть и любовь. Вечный диалог любви и смерти: может ли человек отречься от любви, чтобы продлить свою жизнь? Может ли человек умереть ради любви и во имя любви? Имеет ли смысл жизнь без любви? Для большинства людей (исключая, пожалуй, лишь монахов) земная жизнь обретает особый смысл с появлением земной любви, «ибо в воскресении ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божии на небесах» [Мф. 22;30]. Однако что есть земная любовь? И почему расплатой за нее является смерть? Естественно, что литература не может пройти мимо этой вечной темы. Вспомним классические примеры: Ромео и Джульетта, Тристан и Изольда, героиня поэмы Горького М. «Девушка и смерть» и многие другие. В повести «Сороковой день» В. Крупин пытался осмыслить, что есть любовь духовная: «Да, если такой силы достигает обычная, земная любовь мужчины к женщине, доступная всем и даваемая любому, если она дает столько энергии, страдания, горя, радости, безысходности, ликования, печали, озарений, то сколь же велика должна быть любовь духовная, любовь без ожидания взаимности, любовь, в которой есть только отдача сокрушенной души, ах, как бы это понять!»75 Повесть В. Крупина «Люби меня, как я тебя...» именно о такой всепобеждающей Любви, чистой, быстротечной, всепоглощающей и трагической, Любви земной, но проявляющейся как отблеск небесного... По в то же время эта повесть о Божием промысле. Главные герои повести В. Крупина люди достаточно взрослые, но еще молодые. Он аспирант, занимающийся поиском истины и созданием жизненного идеала. 1*ДырдинЛ. Живая завязь/Л. Дырдин//Дон. 1979. -ХгЗ.-С.!55, 157. 75 Крупиц В. Сороковой день/В. Крупин //Избранное: В 2-х т,М.: Молодая гвардия, 1991.-Т.1.-С. 367. |