Проверяемый текст
Белова Ольга Павловна. Своеобразие художественно-публицистической манеры Владимира Крупина (Диссертация 2004)
[стр. 180]

многозначительный строчках я застрял и уже стал подумывать, что не рано ли мне заниматься координацией наук...» [30; 64].
Пытаясь вникнуть в суть заявленных в программе конференции докладов, Саша приходит к выводу о бессмысленности многих научных разработок: «Увы, все только слова, слова, слова.

Л сам-то, сказал я себе, не слова собираешься плодить? Интересно, когда ты успел их выносить, когда это они успели созреть? И от каких плодотворных мыслей зачаты? » [30; 64].
В итоге научные поиски истины заводят нашего героя в тупик.

С другой стороны, главная героиня уже знает, что есть Истина («Аз
еемь истина»), и познала она ее с помощью сердца.
Миссия Саши Резвецовой на этой земле показать, хотя бы одному человеку, что действительно Истину нужно познавать сердцем, верой.
И она выполнила свою миссию («Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него, когда
состарест» [Книга притч Соломоновых, Притч.
22; 6].
Не даром в конце повести к этому же выводу приходит и Александр.
Он «удаляет» из памяти компьютера диссертационные наброски.
Он выходит на новый уровень понимания, даже чувствования Истины.
И в этом ему помогла Любовь.
Данная схема не только противопоставляет два начала в человеке разум и сердце, но и позволяет добиться нужного автору эффекта в конце повести.
Так, публицистический прием (смерть героини на Пасху) приводит читателя к выводу о том, что героиня, «направив» на путь истинный своего возлюбленного, заслужила Царство Небесное.
То есть смерть героини именно в день Христова Воскресения это лишь переход ее к жизни вечной, заслуженная награда за
проведенную жизнь земную.
На долю главной героини повести «Люби меня, как я тебя...» выпали немалые страдания: рано умер отец, переживший блокаду; мать одна воспитывала и поднимала на ноги дочерей; новатор-врач, лечивший Сашу, окончательно подорвал ее и без того некрепкое здоровье.
Но Саша
не жалуется на свою жизнь.
176
[стр. 191]

она учительница группы продленного дня.
Он москвич, она петербурженка.
Он обычный светский человек, она верующая.
Но их такие разные судьбы и жизни схожи в одном оба жили в ожидании Любви.
И Любовь приходит, она вспыхивает в Ф одно мгновение, захватывает целиком и полностью и кажется, что не будет ей конца, но...
болезнь героини приводит к смерти.
Неправильная, ранняя смерть, пришедшая в пасхальную ночь.
Считается, что на Пасху умирают только богоизбранные люди.
Быть может, Саша выполнила свою миссию на земле и потому Бог забрал се туда, где Ф нет ни печалей, ни болезней? Какова же была ее миссия? На эти вопросы и предстоит нам ответить.
Характерным признаком повести является лежащая в основе идеологическая, или идейная схема, некая стержневая сюжетообразующая конструкция.
Главный герой занимается поиском истины и созданием жизненного идеала, он пытается сделать так, «чтобы науки не разбегались каждая в свой тоннель, а работали сообща, на идею, которая бы возрождала Россию»76.
Он ищет истину путем научного анализа, выработки различных концепций и идеологий, то есть с помощью разума.
Но, работая над темой, герой чувствует неудовлетворенность, даже иногда в его размышлениях, самоанализе присутствует чувство обреченности на неудачу, чувство иронии к себе и себе подобным: «Каждый человек, кто бы он ни был, сам формирует свое отношение к ф миру и свое мировоззрение, каждый ищет цель жизни, ее истину и свой идеал»...
На этих многозначительных строчках я застрял и уже стал подумывать, что не рано ли мне заниматься координацией наук...»77 Пытаясь вникнуть в суть заявленных в программе конференции докладов, Саша приходит к выводу о бессмысленности многих научных разработок: «Увы, все только слова, слова, слова.
А сам-то, сказал я себе, не слова ли собираешься плодить? Интересно, когда ты успел их выносить, когда это они успели созреть? И от каких плодотворных мыслей зачаты?»78 В итоге, научные поиски истины заводят нашего героя в тупик.
70 Крупин В.Н.
Люби меня, как я тебя /В.
Крупиц //Москва.
1998.
№9.
С.
63.
77 Там же.-С.64, 78 Там же.
191

[стр.,192]

С другой стороны, главная героиня уже знает, что есть Истина («Аз семь истина»), и познала она ее с помощью сердца.
Миссия Саши Резвецовой на этой земле показать, хотя бы одному человеку, что действительно Истину нужно познавать сердцем, верой.
И она выполнила свою миссию («Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него, когда
состареет» [Книга притч Соломоновых, Прит.
22,6]).
Не даром в конце повести к этому же выводу приходит и Александр.
Он «удаляет» из памяти компьютера диссертационные наброски.
Он выходит на новый уровень понимания, даже чувствования Истины.
И в этом ему помогла Любовь.
Данная схема не только противопоставляет два начала в человеке разум и сердце, но и позволяет добиться нужного автору эффекта в конце повести.
Так, публицистический прием (смерть героини на Пасху) приводит читателя к выводу о том, что героиня, «направив» на путь истинный своего возлюбленного, заслужила Царство Небесное.
То есть смерть героини именно в день Христова Воскресения это лишь переход ее к жизни вечной, заслуженная награда за
праведную жизнь земную.
В повести В.
Распутина «Последний срок» смерть старухи Анны закономерна, но через смерть и отношение героев к смерти раскрывается православный образ героини.
Анна типичная пожилая женщина с типичной нелегкой судьбой.
Однако перед читателем открывается яркая, живая душа, одухотворенная и находящая силы для жизни лишь в доброте и любви, бесконечной любви к детям, к Танчоре.
Именно о такой любви говорится в Библии: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» [Мф.
2239].
В душе Анны нет ни раздражения, ни тем более злости, остается мудрое приятие мира.
Все воспринимается Анной как великое благо.
Даже ощущение собственного тела пронизано нежностью как дар жизни.
Анна как будто владеет высшей мудростью жизни, о которой говорил Апостол Павел Римлянам: «Утешайтесь надеждою; в скорби будьте терпеливы, в молитве постоянны» [Рим.
12; 12], об этом же говорил священник Александр Ельчаиинов: «Будь терпелив в своих скорбях: без страданий не живут даже низшие существа; чем выше человек, тем больше он страдает»79.
79 Священник Александр Ельчаиинов.
Записи /А.
Ельчаиинов.
Рига, 1991.
С.
116.


[стр.,193]

Жизнь этой героини полна страданий смерть и война унесла многих детей, остальных воспитывала и кормила одна.
Спасала их от голодной смерти, голодала сама, но никогда никому нс жаловалась на свою жизнь, зная, что страдание неизбежно для человека.
«Как можно жаловаться на то, что было твоим собственным, больше ничьим, и что выпало только тебе, больше никому? Как прошла, так и ладно, во второй раз не начнется.
Потому-то и хватает человеку одной жизни, что она у него одна, двух бы не хватило»80.
И как награду за свои страдания воспринимает Лина ее дружбу с соседкой Миронихой: «Это мне сам Бог дал тебя, Мирониха.
Он, он.
Как бы я без тебя жила?» 81 82 Па долю героини повести В.
Круп и на «Люби меня, как я тебя...» тоже выпадали страдания: рано умер отец, переживший блокаду; мать одна воспитывала и поднимала на ноги дочерей; новатор-врач, лечивший Сашу, окончательно подорвал ее и без того некрепкое здоровье.
Но Саша
также нс жалуется на свою жизнь.
Ее мало интересуют материальные ценности.
Она живет своим богатым внутренним миром, который поддерживают литература, музыка, посещение дорогих ес сердцу церквей, се вера.
Обо всем этом Саша сама рассказывает в беседах с любимым или в письмах.
На наш взгляд, письма Саши, или, вернее, отрывки из писем, нс случайно представлены в повести «Люби меня, как я тебя».
С одной стороны, они помогают автору полнее раскрыть образ героини, с другой, — использование эпистолярного жанра создает атмосферу откровенного разговора по душам о том, что волнует и самого писателя.
Сразу нужно отметить, что письма Саши похожи па дневниковые записи, где, как правило, передается не столько хронологически верное описание событий с личным комментарием к ним, сколько намеренный и осознанный выбор лишь тех воспоминаний, чувств, которые действительно важны для автора письма.
Письма героини отличаются такими чертами, как исповсдальность, экспрессия, взволнованность повествования, прямая форма изложения: «Я, когда тебя нет, пишу мысленно письмо тебе, говорю с тобою...
<...> Я настолько полна тобою, я так стремлюсь остаться одна, замереть в молчании и быть с тобою» .
Подобный монолог героини усиливает эмоцио80 Распутин В.
Последний срок /В.
Распутин //Повести.
М., 1986.
С.
131.
81 Там же.
С.
95.
82 Крупин В.
Люби меня, как я тебя /В.
Крупин //Москва.
1998.
№9.
С.96.

[Back]