Проверяемый текст
Белова Ольга Павловна. Своеобразие художественно-публицистической манеры Владимира Крупина (Диссертация 2004)
[стр. 181]

Её мало интересуют материальные ценности.
Она живет своим богатым внутренним миром, который поддерживают литература, музыка, посещение дорогих
её сердцу церквей, ее вера.
Об этом Саша сама рассказывает в беседах с любимым или в письмах.
Письма Саши, или вернее, отрывки их писем, не случайно представлены в повести.
С одной стороны, они помогают автору полнее раскрыть образ
главной героини, с другой, использование эпистолярного жанра создает атмосферу откровенного разговора по душам о том, что волнует и самого писателя.
Письма Саши похожи на дневниковые записи, где, как правило, передается не столько хронологически верное описание событий с личным комментарием к ним, сколько намеренный и осознанный выбор лишь тех воспоминаний, чувств, которые действительно важны для автора письма.
Письма героини отличаются такими чертами, как
исповедальность, экспрессия, взволнованность повествования, прямая форма изложения: «Я, когда тебя нет, пишу мысленно письмо тебе, говорю с тобою...
<...> Я настолько полна тобою, я так стремлюсь остаться одна, замереть в молчании и быть с тобою»
[30; 96].
Подобный монолог героини усиливает
эмоциональное воздействие на читателя, что достигается за счет использования особых художественных средств, характерных для публицистических текстов.
В.Н.
Крупицу было важно не только передать информацию, не только обозначить личное отношение к героям, но и напрямую обратиться к читателю, дать возможность проникнуться теми же чувствами.
Таким образом, В.Н.
Круиин в повести «Люби меня, как я тебя...» пользуется средствами эпистолярного жанра напрямую, с целью поведать о личных переживаниях героини.
Говоря об авторской манере писателя, необходимо обратить внимание на художественное время произведения.
Художественное время повести «Люби меня, как я тебя...»
ускорено, динамично, чем достигается кульминационное напряжение в финале.
Дни главного героя летят чередой, проносясь в поездах
177
[стр. 193]

Жизнь этой героини полна страданий смерть и война унесла многих детей, остальных воспитывала и кормила одна.
Спасала их от голодной смерти, голодала сама, но никогда никому нс жаловалась на свою жизнь, зная, что страдание неизбежно для человека.
«Как можно жаловаться на то, что было твоим собственным, больше ничьим, и что выпало только тебе, больше никому? Как прошла, так и ладно, во второй раз не начнется.
Потому-то и хватает человеку одной жизни, что она у него одна, двух бы не хватило»80.
И как награду за свои страдания воспринимает Лина ее дружбу с соседкой Миронихой: «Это мне сам Бог дал тебя, Мирониха.
Он, он.
Как бы я без тебя жила?» 81 82 Па долю героини повести В.
Круп и на «Люби меня, как я тебя...» тоже выпадали страдания: рано умер отец, переживший блокаду; мать одна воспитывала и поднимала на ноги дочерей; новатор-врач, лечивший Сашу, окончательно подорвал ее и без того некрепкое здоровье.
Но Саша также нс жалуется на свою жизнь.
Ее мало интересуют материальные ценности.
Она живет своим богатым внутренним миром, который поддерживают литература, музыка, посещение дорогих
ес сердцу церквей, се вера.
Обо всем этом Саша сама рассказывает в беседах с любимым или в письмах.
На наш взгляд, письма Саши, или, вернее, отрывки из писем, нс случайно представлены в повести «Люби меня, как я тебя».
С одной стороны, они помогают автору полнее раскрыть образ
героини, с другой, — использование эпистолярного жанра создает атмосферу откровенного разговора по душам о том, что волнует и самого писателя.
Сразу нужно отметить, что письма Саши похожи па дневниковые записи, где, как правило, передается не столько хронологически верное описание событий с личным комментарием к ним, сколько намеренный и осознанный выбор лишь тех воспоминаний, чувств, которые действительно важны для автора письма.
Письма героини отличаются такими чертами, как
исповсдальность, экспрессия, взволнованность повествования, прямая форма изложения: «Я, когда тебя нет, пишу мысленно письмо тебе, говорю с тобою...
<...> Я настолько полна тобою, я так стремлюсь остаться одна, замереть в молчании и быть с тобою» .
Подобный монолог героини усиливает
эмоцио80 Распутин В.
Последний срок /В.
Распутин //Повести.
М., 1986.
С.
131.
81 Там же.
С.
95.
82 Крупин В.
Люби меня, как я тебя /В.
Крупин //Москва.
1998.
№9.
С.96.


[стр.,195]

слышит «...такой сиротливый стон, такую боль, что ей становилось жутко и она втихомолку от себя плакала...», в другой раз она слышала «только ласку, пронизанную мягким Таньчорииым голосом»86 87.
Таким образом, В.
Распутин (в отличие от В.
Крупина в повести «Люби меня, как я тебя») пользуется средствами эпистолярного жанра не напрямую, не с целью поведать о личных переживаниях героини, а как бы опосредованно.
Автор стремится через восприятие Анной писем своих детей образно показать каждого героя и их взаимоотношения.
Говоря о различной авторской манере писателей, необходимо обратить внимание на художественное время произведений.
В повести Распутина художественное время как бы затягивается, что опять же работает на создание образа главной героини.
Неторопливое описание грех дней жизни Анны раскрывает смысл ее восьмидесятилетнего пребывания на Земле.
Читатель отчетливо осознает, что в постепенно затухающей жизни Анны все еще горит искра огромной любви и силы веры.
В.
Распутин нс тратит время на бытовые волнения и переживания героини, се чувства и мысли постепенно выходят на уровень высшей материи.
Речь героини характеризуется прерывистостью и расчлененностью.
В то же время растет смысловая нагрузка слова, увеличивается использование развернутых сложных предложений и использование «настоящего времени на фоне прошедшего».
Эта черта внутренней речи Анны служит для создания большей достоверности.
Я7 Исследователи неоднократно отмечали, что именно внутренняя речь один из важнейших приемов раскрытия душевного состояния персонажа, который позволяет добиться в изображении внутреннего мира героя многомерности.
Создастся впечатление, что героиня анализирует себя.
Через несобственно-прямую речь автор показывает сложность внутреннего мира героев.
Художественное время повести «Люби меня, как я тебя»,
наоборот, ускорено, динамично, чем достигается кульминационное напряжение в финале.
Дни главного героя летят чередой, проносясь в поездах
между Москвой и Петербургом.
Жизнь Са86 Распутин В.
Последний срок /В.
Распутин //Повести.
М„ 1986.
87 См., например, ГитбургЛ.Я.
О психологической прозе /Л.Я.
Гинзбург.
Л., 1971.

[Back]