Проверяемый текст
Белова Ольга Павловна. Своеобразие художественно-публицистической манеры Владимира Крупина (Диссертация 2004)
[стр. 184]

Автор акцентирует внимание читателя на тех знаниях и чувствах героини, деталях интерьера ее комнаты, ее одежды, которые бы четко и определенно характеризовали Александру как человека глубоко религиозного.
Саша вспоминает, что когда они жили в коммуналке, в углу стояла «иконочка», а они «всегда с мамой молились за папу» [30; 89]; мебели они не нажили, ее комната напоминала светелку.
Она, несмотря на болезнь и зная, что больные могут не поститься, соблюдает
пост и постные дни.
Все любимые места в Петербурге у Александры Григорьевны
это соборы и церкви: Александро-Невская лавра, Карповка, Кронштадт, собор Блаженной Ксении, Никольский морской и Казанский соборы.
И в Москве Саша жила бы только потому, что «Лавра, преподобный Сергий близко»
[3; 67].
Героиня В.Н.
Крупина прекрасно знает тексты Святцев и Писаний.
В разговорах о литературе у
нес также все сводится к теме Православия: «Я Блока очень любила, но вот это описание Божьего храма, в котором он тайком к заплеванному полу горячим прикасается лбом...
Где он увидел в православной церкви заплеванный пол?
[30; 69].
Она знает, в каких церквях отпевали Ахматову, Достоевского, Гоголя, и любит бывать в них.
Саша и
дегей из продленки пытается приучить к церкви.
Со Светочкой посещает храм, дает
ученикам сочинение на тему «Твое имя», чтобы дети знали о святых, имена которых носят.
В повести есть эпизод.
Интуитивно Александр Васильевич понимает, что жениться на верующей Саше нужно лишь с родительского благословения.
Он, шутя, предлагает купить цветов и шампанского и, следуя традиции, «с порога в ноги! » Но только для Саши это очень серьезно.

Её отношение к браку отличается особой ответственностью, так как она прекрасно знает, что «основная задача христианского брака — иметь детей.
И не только иметь детей, но и непременно воспитать их как истинных христиан, целью жизни которых было бы отвержение себя и служение от всего сердца Господу, с горячей любовью к Нему»
[126; 524].
Также ей хорошо известно, что дети условие для спасения
замуж180
[стр. 198]

вспоминает, что, когда они жили в коммуналке, в углу стояла «иконочка», а они «всегда с мамой молились за папу»94; мебели они нс нажили, се комната напоминала светелку.
Она, несмотря на болезнь и зная, что больные могут не поститься, соблюдает
пост и постные дни.
Все любимые места в Петербурге у Александры Григорьевны
эго соборы и церкви Ллсксандро-Нсвская Лавра, Карповка, Кронштадт, собор Блаженной Ксенин, Никольский морской и Казанский соборы.
И в Москве Саша жила бы только потому, что «Лавра, преподобный Сергий близко»95.

Героиня В.
Крупина пре• красно знает тексты Святцев и Писаний.
В разговорах о литературе у
нее также все сводится к теме Православия: «Я Блока очень любила, но вот это описание Божьего храма, в котором он тайком к заплеванному полу горячим прикасается лбом...
Где он увидел в православной церкви заплеванный пол?»96
Она знает, в каких церквях отпевали Ахматову, Достоевского, Гоголя, и любит бывать в них.
Саша и
детей из продленки пытается приучить к церкви.
Со Светочкой посещает храм, дает
им сочинение на тему «Твое имя», чтобы дети знали о святых, имя которых носят.
В.
Распутин, напротив, тщательно «выписывает» образ старухи Анны.
Он приводит лишь те воспоминания героев, акцентирует внимание читателей на тех художественных деталях и тех ситуациях, которые бы не прямо говорили, но закономерно 0 приводили читателей к мысли о высочайшей нравственности, а мы настаиваем духовности героини.
Справедливости ради нужно все же отметить, что среди многочисленных художественных приемов в повести есть и такие, которые напрямую показывают отношение Анны к Богу, например, деталь интерьера «На божницу в правом углу теперь ставили лампу.
В эту ночь лампа пригодилась, а так ее не снимали оттуда месяцами, и старуха крестилась, не подымая глаз»97.
Однако у В.
Распутина и в этих сценах присутствует глубокий психологизм.
Так, в эпизоде, когда Анна рассказывает другим детям о взаимоотношениях с Михаилом, она не жалуется, а, наоборот, во всем винит свою старость и беспомощ94 Крупии В.
Люби меня, как я тебя /В.
Крулин //Москва.
1998.
№9..
С.89.
95 Там же.
-С.67.
96 Там же.
С.69.
97 Распутин В.
Последний срок /В.
Распутин //Повести.
М., 1986.
С.36.
198

[стр.,199]

ность: «Меня сперва обида возьмет, а потом раздумаюсь про себя: че уж тут обижаться, на кого? Терпи, когда из годов выжила.
Бог терпел и нам велел»98.
Или другой эпизод.
Получив письмо с известием о свадьбе Таньчоры, Анна дает ей свое родительское благословение «хоть и горько ей было, что не знает она, кто берет себе се дочь»99.
Эта ситуация предполагает определенный подтекст, содержание которого берет свои истоки также в Православии.
Согласно именно православным канонам, дочь (или сын) берет благословение у родителей перед свадьбой.
Эта ситуация раскрывает основу духовных отношений между Анной и Таньчорой, что тоже говорит о внутренней религиозности нашей героини.
В повести В.
Крупина «Люби меня, как я тебя» есть подобный эпизод.
Интуитивно Александр Васильевич понимает, что жениться на верующей Саше нужно лишь с родительского благословения.
Он, шутя, предлагает купить цветов и шампанского и, следуя традиции, «с порога в ноги!» Но только для Саши это очень серьезно.

Ее отношение к браку отличается особой ответственностью, т.к.
она прекрасно знает, что «основная задача христианского брака иметь детей.
И не только иметь детей, но и непременно воспитать их как истинных христиан, целью жизни которых было бы отвержение себя и служение от всего сердца Господу, с горячей любовью к Нему»100.

Также ей хорошо известно, что дети условие для спасения
замужней женщины (Апостол Павел говорил так: «Спасется через чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием» [1 Тим.
2, 15])101.
По причине своей болезни Саша не может иметь детей, а без детей брака не мыслит, поэтому согласиться на свадьбу не может.
Когда Александр все же просит руки возлюбленной у ее мамы, Евдокия Ивановна ему объясняет: «Было бы куда преступнее согласиться на замужество, а потом сказать о болезни, ведь так?»102.
Таким образом, в повести В.
Крупина отношение героев к браку выражено прямо, они открыто говорят, что думают.
У В.
Распутина иначе.
Ни Анна, ни Таньчора 98 Распутин В.
Последний срок /В.
Распутин //Повести.
М„ 1986.
С.74.
99 Там же.
С.
115.
1С0 Пестов И.Е.
Современная практика православного благочестия: В 2-х т.
/Н.Е.
ПестовСПб.: Сатисъ.
2002.
-Т.2.-С.524.
101 Цнт.
по: Пестов Н.Е.
Современная практика православного благочестия: В 2-х т.
/Н.Е.
Пестов СПб.: Сатись, 2002.
Т.2.
С.521.
102 Крупин В.Н.
Люби меня, как я тебя /В.
Крупин // Москва.
1998.
№9.
С.
10-4.

[Back]