Проверяемый текст
Белова Ольга Павловна. Своеобразие художественно-публицистической манеры Владимира Крупина (Диссертация 2004)
[стр. 186]

ней женщины (Апостол Павел говорил так: «Спасется через чадородие, если пребудет в вере и любви и святости с целомудрием») (1 Тим.
2, 15).
По причине своей болезни Саша не может иметь детей, а без детей брака не мыслит, поэтому согласиться на свадьбу не может.
Когда Александр все же просит руки возлюбленной у ее мамы, Евдокия Ивановна ему объясняет: «Было бы куда преступнее согласиться на замужество, а потом сказать о болезни, ведь так? »
[30; 104].
Общеизвестно, что память смертная занимает очень важное место в сознании православного человека,
так как она, по словам Святителя Феофана Затворника, «...
не подавляет и не угрюмость наводит, а только возбуждает сторожевую бдительность
над собою» [211].
В.Н.
Крупин писатель, не просто знающий каноны Хритианства, но и разделяющий православное миропонимание, осознает, что для человека религиозного, верующего смерть не биологический процесс или отвлеченное понятие, а таинство, к которому нужно готовить себя всю жизнь.
Именно от человека зависит, каким он умрет, каким он предстанет перед Судом Божиим.
Об этом
говорит нам повесть, и эта мысль неоднократно озвучивается в произведении в различных интерпретациях.
Вариантом мотива смерти является мотив памяти смертной (памяти о смерти).
Глубокий религиозный мыслитель Н.Е.
Пестов писал, что «отношение христианина к приближению смерти является показателем его духовной зрелости»
[126; 365].
Основываясь на этом положении, мы можем говорить о глубокой религиозности главной героини повести.
Возможно, глубина веры приходит на исходе жизни? Над этим вопросом задумывается героиня повести В.Н.
Крупина.
Саша Резвецова, как мы уже отмечали, человек верующий, воцерковленный, но все же, она больше «направлена на себя».
Она настолько поглощена собой, чувством охватившей ее любви, что и сама замечает это: «Я видела таких верующих, я видела такую любовь к Богу, что потом даже плакала: я-то зачем не так? И утешала себя: они старые, я 181
[стр. 199]

ность: «Меня сперва обида возьмет, а потом раздумаюсь про себя: че уж тут обижаться, на кого? Терпи, когда из годов выжила.
Бог терпел и нам велел»98.
Или другой эпизод.
Получив письмо с известием о свадьбе Таньчоры, Анна дает ей свое родительское благословение «хоть и горько ей было, что не знает она, кто берет себе се дочь»99.
Эта ситуация предполагает определенный подтекст, содержание которого берет свои истоки также в Православии.
Согласно именно православным канонам, дочь (или сын) берет благословение у родителей перед свадьбой.
Эта ситуация раскрывает основу духовных отношений между Анной и Таньчорой, что тоже говорит о внутренней религиозности нашей героини.
В повести В.
Крупина «Люби меня, как я тебя» есть подобный эпизод.
Интуитивно Александр Васильевич понимает, что жениться на верующей Саше нужно лишь с родительского благословения.
Он, шутя, предлагает купить цветов и шампанского и, следуя традиции, «с порога в ноги!» Но только для Саши это очень серьезно.
Ее отношение к браку отличается особой ответственностью, т.к.
она прекрасно знает, что «основная задача христианского брака иметь детей.
И не только иметь детей, но и непременно воспитать их как истинных христиан, целью жизни которых было бы отвержение себя и служение от всего сердца Господу, с горячей любовью к Нему»100.
Также ей хорошо известно, что дети условие для спасения замужней женщины (Апостол Павел говорил так: «Спасется через чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием» [1 Тим.
2, 15])101.
По причине своей болезни Саша не может иметь детей, а без детей брака не мыслит, поэтому согласиться на свадьбу не может.
Когда Александр все же просит руки возлюбленной у ее мамы, Евдокия Ивановна ему объясняет: «Было бы куда преступнее согласиться на замужество, а потом сказать о болезни, ведь так?»102.

Таким образом, в повести В.
Крупина отношение героев к браку выражено прямо, они открыто говорят, что думают.
У В.
Распутина иначе.
Ни Анна, ни Таньчора 98 Распутин В.
Последний срок /В.
Распутин //Повести.
М„ 1986.
С.74.
99 Там же.
С.
115.
1С0 Пестов И.Е.
Современная практика православного благочестия: В 2-х т.
/Н.Е.
ПестовСПб.: Сатисъ.
2002.
-Т.2.-С.524.
101 Цнт.
по: Пестов Н.Е.
Современная практика православного благочестия: В 2-х т.
/Н.Е.
Пестов СПб.: Сатись, 2002.
Т.2.
С.521.
102 Крупин В.Н.
Люби меня, как я тебя /В.
Крупин // Москва.
1998.
№9.
С.
10-4.


[стр.,201]

сам но себе, а сквозь призму божественного преображения.
Свет же с православной точки зрения всегда воспринимался как Свет Божий, это своеобразный символ.
Поэтому писатель и не говорит о любви Анны к Богу, а показывает, как именно сквозь призму этого чувства проявляется отношение героини к миру, к детям, к природе.
В душе Анны царит согласие и умиротворенность, она принимает и мир, и людей такими, какие они есть.
Каждый дарованный ей день она воспринимает с благодарностью.
Природа, солнце, красота и мир вокруг кажутся ей чудом от Бога.
Вспомним сцену того утра, когда старухе удалось сесть.
«Солнце по утрам не попадало в избу, но, когда оно взошло, старуха узнала и без окошек: воздух вокруг нее заходил, заиграл, будто па него что дохнуло со стороны.
Она подняла глаза и увидела, что, как лесенки, перекинутые через небо, по которым можно ступать только босиком, поверху быот суматошные от радости, еще нс нашедшие землю солнечные лучи.
От них старухе сразу сделалось теплее, и она прошептала: «Господи!»105 Часто подобное обращение у людей бывает автоматическим, без особого смысла.
Но здесь В.
Распутин показывает, что старуха действительно обращается к Богу, как бы благодаря его за еще один подаренный ей день.
М.Дуиаев, обращая внимание именно на этот отрывок, справедливо отмечает талант Распутина-художника: «Нам так нечасто приходится, сосредоточенным на ином, отмечать совершенство художественного языка.
Остановимся хотя бы в редкий раз здесь, в этом маленьком кусочке из повести «Последний срок» (1970), подлинная благоуханность (курсив автора.
— О.Б.) прозы.
И сколь тонко передано — как в отблеске мимолетном духовное движение в душе умирающего человека.
Чем это достигнуто? Одним лишь словом, обращенным к Господу? Нет всем строем описания как бы чего-то и постороннего душе, но поистине выражающего глубину теплого (курсив автора.
-О.Б.) ощущения в ней связи творения с Творцом»106.
Различно реализуется в повестях православное (духовное) отношение героинь к смерти.
Общеизвестно, что память смертная занимает очень важное место в сознании православного человека,
т.к.
она, по словам Святителя Феофана Затворника, «...не подавляет и не угрюмость наводит, а только возбуждает сторожевую бдительность
105 Распутин В.
Последний срок /В.
Распутин //Повести.
М., 1986.
С.
44-45.
106 Дунаев Л/.А/.
Православие и русская литература: В 6-ти частях.
/М.
Дунаев.
М.: Христианская литература», 2000.-Ч.
VI.-С.
375.


[стр.,202]

над собою»107.
И В.
Распутин, и В.
Крупиц как писатели, не просто знающие каноны Христианства, но и разделяющие православное миропонимание, осознают, что для человека религиозного, верующего смерть не биологический процесс или отвлеченное понятие, а таинство, к которому нужно готовить себя всю жизнь.
Именно от человека зависит, каким он умрет, каким он предстанет перед судом Божиим.
Об этом
говорят нам обе повести, но если у В.
Крупина эта мысль неоднократно озвучивается в различных интерпретациях, то у В.
Распутина она раскрывается с помощью художественного обобщения, что говорит об огромном мастерстве этого писателя как художника, психолога.
4.3.
Мотив смерти и его роль в повести В.
Распутина «Последний срок» и повести В.
Крупина «Люби меня, как я тебя» Одним из основных, центральных мотивов темы смерти является мотив памяти смертной (памяти о смерти).
Глубокий религиозный мыслитель Н.Е.Пестов писал, что «отношение христианина к приближению смерти является показателем его духовной зрелости»108 *.

Основываясь на этом положении, мы можем утверждать глубокую религиозность Лины.
Не случайно мотив памяти смертной в повести «Последний срок» проходит нитью через все сюжетное полотно произведения, реализуясь в различных ситуациях, деталях, репликах и действиях героев.
Страх смерти не только своей, но и близких людей, знаком каждому человеку, даже тому, кто с ней еще не встречался.
Возможно, страх вызывает даже нс сама смерть, а та неизвестность, которая будет за ней.
Об этом думают все без исключения — и верующие, и нет.
Ого подтверждает и текст повести «Последний срок».
Дети, приехавшие к умирающей матери, не отличаются духовной высотой.
Но при этом «каждый из них по-своему чувствовал новое, не бывавшее прежде в нем горькое удовлетворение собой оттого, что он здесь, при матери, как и положено сыну или дочери, и тем самым заслужил ее прощение какое-то другое, не человеческое прощение, мало имеющее отношения к матери, но все же необходимое в жизни (курсив мой.
О.Б.)»т.
С од107 Епископ Феофан.
Что есть духовная жизнь...
/Еп.
Феофан.
СПб., 1991.
С.
169.
108 Пестов НЕ.
Современная практика православного благочестия: В 2-х т.
Л1.Е.
Пестов.
СПб.: Сатисъ, 2002.-Т.1.-С.365.
1СЧ Распутин В.
Последний срок /В.
Распутин //Повести.
М.: Сов.
Россия, 1986.
С.24.

[Back]