ещё успею. А вдруг не успею? » [30; 101]. Однако эта фраза прямо указывает на то, что Саша помнит о своей болезни, понимает, что все может случиться, думает и помнит о смерти. Эта реплика Саши носит исповедальный характер, что говорит о стремлении В. Н. Крупина подчеркнуть важность затрагиваемой проблемы. Мотив памяти смертной в повести «Люби меня, как я тебя...» реализуется публицистическими средствами. Вспомним сцену, когда Саша ужасается тому, что Он, тоже Саша, без крестика, и тут же ведет его в церковь: «Разве можно нынче, вообще всегда, хоть секунду быть без креста? Я Вас потому так и потащила, что испугалась за Вас. Вдруг что-то случится, а Вы без креста. Ужас представить! Мы же идем за крестом, она выделила «за» [30; 89]. Здесь звучит нотка назидательности. Гёроиня открыто говорит о своих чувствах и объясняет свое поведение. Для нее важно не только внутреннее принятие Бога, но и следование церковным канонам, соблюдение внешних атрибутов, в частности, ношение крестика. Об этом говорит и ее внутреннее состояние: «Саша надела на меня крестик. И как-то успокоснно и счастливо вздохнула» [30; 89]. Александр Васильевич не настолько глубоко чувствует и понимает смысл ношения крестика, он даже позволяет пошутить по этому поводу: «Или ты называешь меня на «ты» или я снимаю крестик» [30; 89]. Или, например, предлагает к крестику купить золотую цепочку, ассоциируя его с обычным украшением. Однако Александра процитировала преподобного Сергия: «Сроду не был златоносцем» и тут же «преподала урок» Саше: «Разве в этом дело? Лишь бы крепко держалось. У меня самый простой шнурок» [30; 88]. Героиня В.Н. Крупина Саша богобоязненна. Наслаждаясь всепоглощающим чувством любви, она осознает, что за все придется платить: «Я опять болела. Пустяк, простуда, но перенесла тяжело, температура, ощущение последнего переживаемог о дня. Конечно, это за то, что с тобою было хорошо. Милый, мы 182 |
я видела такую любовь к Богу, что потом даже плакала: я-то зачем не так? И утешала себя: они старые, я еще успею. А вдруг не успею?»11* (курсив мой. О.Б.), Однако эта фраза прямо указывает на то, что Саша помнит о своей болезни, понимает, что все Ф может случиться, думает и помнит о смерти. Эта реплика Саши носит исповедальный характер, что говорит о стремлении В. Кру пина подчеркнуть важность затрагиваемого вопроса. Мотив памяти смертной в повести «Люби меня, как я тебя» реализуется несколько другими средствами, чем у В. Распутина, публицистически. Вспомним, например, сцену, когда Саша ужасается тому, что Он, тоже Саша, без крестика, и тут же ведет его в церковь: «Разве можно нынче, вообще всегда, хоть секунду быть без креста? Я Вас потому так и потащила, что испугалась за Вас. Вдруг что случится, а Вы без креста (курсив мой. О.Б.). Ужас представить! Мы же идем за крестом, она выделила «за»113 114. Здесь звучит нотка назидательности. Героиня открыто говорит о своих чувствах и объясняет свое поведение. Для нее важно не только внутреннее принятие Бога, но и следование церковным канонам, соблюдение внешних атрибутов, в частности, ношение крестика. Об этом говорит и ее внутреннее состояние: «Саша надела на меня крестик. И как-то успокоение и счастливо вздохнула (курсив мои. О.Б.)». I* Александр Васильевич не настолько глубоко чувствует и понимает смысл ношения крестика, он даже позволяет пошутить по этому поводу: «Или ты называешь меня на «ты», или я снимаю крестик»115 или, например, предлагает к крестику купить золотую цепочку, ассоциируя его с обычным украшением. Однако Александра процитировала преподобного Сергия: «Сроду не был златоносцем» и тут же «преподала урок» Саше: «Разве в этом дело? Лишь бы крепко держалось. У меня самый простой шнурок»116. Для сравнения вспомним подобную сцену у В. Распутина. Когда Анна провожала Илью на войну, «она перекрестила его, и он принял ее благословение, не отказал, она хорошо помнит, что он не просто вытерпел его, жалея мать, а принял, согласился, и это было у него в глазах, которые дрогнули и на миг засветились надеждой. И ста113 Крупии В.Н. Люби меня, как я тебя /В. Крупны //Москва. 1998. №9. С.101. 114 Там же. С.89. 1.5 Там же. 1.6 Там же. С.88. 204 ближнего твоего, как самого себя» [Рим. 13;9]. Именно потому, что следовала Анна в своей жизни этим заповедям, смогла она справиться со всеми трудностями, пронести через всю жизнь свет своей души: «Хранящий заповедь хранит душу свою, а нерадящий о путях своих погибает» [Прит. 19; 16]. Героиня В. Крупина Саша так же, как и Анна, богобоязненна. Наслаждаясь всепоглощающим чувством любви, она осознает, что за все придется платить: «Я опять болела. Пустяк, простуда, но перенесла тяжело, температура, ощущение последнего переживаемого дня. Конечно, это за то, что с тобою было хорошо. Милый, мы идем против течения, все отводит друг от друга. За каждую минуту радости такая дорогая цена»'20 (курсив мой. О.Б.). В повести В. Распутина старуха Анна почти ничего нс боялась в жизни, не боится она и смерти. Умудренная жизненным опытом и глубиной своей веры, она знает, что страх ведет к потере надежды на лучшее. Надежда же дается от Бога, «потому что надежда робка, стеснительна, добра, а страхи, которые от черта, навязчивы и грубы, так зачем поддаваться им? Или она не знает, откуда они берутся?»121 Героиня повести В. Крупина еще молода, у нее нет еще такого твердого жизненного стержня, ее многое пугает: вдруг не долетит письмо до любимого через столько чужих рук! Она не может писать о сокровенном в своих письмах, боясь, что тайна откроется и все разрушится... Она боится потерять любимого, боится расставаний и разлук. Страхи одолевают ее. В письме она писала: «Ведь я молилась, чтоб ты полюбил, это же грех, за это же придется платить. <...> В отрочестве ... бегала на свидание к дереву у реки. Там обрыв, и я любила потом девчонкам говорить: «У меня прямо сердце обрывается». Но это было так наивно, так приблизительно к тому, что с тобою. Сердце уже не просто обрывается, а вот-вог оборвется. Но ведь надо же платить за все, а за счастье особенно...»'21 (курсив мой. О.Б). Образ обрыва, случайно, на первый взгляд, внесенный автором, отсылает нас к другому обрыву, ярко и символично представленному в одноименном романе 1:0 Крупип В.И. Люби меня, как я тебя /В. Крупин //Москва. 1998. №9. С.96. 121 Распутин В. Последний срок /В. Распутин //Повести. М.: Сов. Россия, 1986. С. 112. 171 Крупин В.И. Люби меня, как я тебя /В. Крупин //Москва. 1998. .N1:9. С. 100-101. |