идем против течения, все отводит друг от друга. За каждую минуту радости такая дорогая цена» [30; 96]. Саша в повести «Люби меня, как я тебя...» еще молода, у нее нет еще твердого жизненного стержня. Ее многое пугает: вдруг не долетит письмо до любимого через столько чужих рук! Она не может писать о сокровенном в своих письмах, боясь, что тайна откроется и все разрушится... Она боится потерять любимого, боится расставаний и разлук. Страхи одолевают ее. В письме Саша писала: «Ведь я молилась, чтоб ты полюбил, это же грех , за это же придется платить. <...> В отрочестве ... бегала на свидание к дереву у реки. Там обрыв, и я любила потом девчонкам говорить: «У меня прямо сердце обрывается». Но это было так наивно, так приблизительно к тому, что с тобою. Сердце уже не просто обрывается, а вотвот оборвется. Но ведь надо же платить за все, а за счастье особенно...» [30; 101 ]. Образ обрыва, случайно, на первый взгляд, внесенный автором, отсылает нас к другому обрыву, ярко и символично представленному в одноименном романе И.А. Гончарова. Там образ «обрыва» несет в себе метафорический, символический смысл спуск в обрыв означает «моральное падение, грех». «Прыжки Райского по горбам и впадинам оврага это и самонадеянные попытки современного человека жить по своим законам, пренебрегая моральными запретами, отдаваясь греховным помыслам и страстям» [3; 19]. Так и в повести «Люби меня, как я тебя...» показан мотив искушения характерный для христианской проблематики. Героиня В.И. Крупина постоянно сравнивает свою любовь к Саше с любовью Божьей: «Я понимаю, что ты смертный из смертных, и, тем не менее, приписываю тебе все лучшее, что я видела в людях, все, что я вообразила о них, я понимаю, что это даже и близко не смеет быть рядом с любовью к Богу <...> чем больше я с тобой, тем все больше люблю и тем все больше никого не осуждаю и всех люблю. Ыо это все подступы к любви Божией. Когда я себя плохо чувствую, то очень мечтаю о монастыре, а когда становится полегче, 183 |
ближнего твоего, как самого себя» [Рим. 13;9]. Именно потому, что следовала Анна в своей жизни этим заповедям, смогла она справиться со всеми трудностями, пронести через всю жизнь свет своей души: «Хранящий заповедь хранит душу свою, а нерадящий о путях своих погибает» [Прит. 19; 16]. Героиня В. Крупина Саша так же, как и Анна, богобоязненна. Наслаждаясь всепоглощающим чувством любви, она осознает, что за все придется платить: «Я опять болела. Пустяк, простуда, но перенесла тяжело, температура, ощущение последнего переживаемого дня. Конечно, это за то, что с тобою было хорошо. Милый, мы идем против течения, все отводит друг от друга. За каждую минуту радости такая дорогая цена»'20 (курсив мой. О.Б.). В повести В. Распутина старуха Анна почти ничего нс боялась в жизни, не боится она и смерти. Умудренная жизненным опытом и глубиной своей веры, она знает, что страх ведет к потере надежды на лучшее. Надежда же дается от Бога, «потому что надежда робка, стеснительна, добра, а страхи, которые от черта, навязчивы и грубы, так зачем поддаваться им? Или она не знает, откуда они берутся?»121 Героиня повести В. Крупина еще молода, у нее нет еще такого твердого жизненного стержня, ее многое пугает: вдруг не долетит письмо до любимого через столько чужих рук! Она не может писать о сокровенном в своих письмах, боясь, что тайна откроется и все разрушится... Она боится потерять любимого, боится расставаний и разлук. Страхи одолевают ее. В письме она писала: «Ведь я молилась, чтоб ты полюбил, это же грех, за это же придется платить. <...> В отрочестве ... бегала на свидание к дереву у реки. Там обрыв, и я любила потом девчонкам говорить: «У меня прямо сердце обрывается». Но это было так наивно, так приблизительно к тому, что с тобою. Сердце уже не просто обрывается, а вот-вог оборвется. Но ведь надо же платить за все, а за счастье особенно...»'21 (курсив мой. О.Б). Образ обрыва, случайно, на первый взгляд, внесенный автором, отсылает нас к другому обрыву, ярко и символично представленному в одноименном романе 1:0 Крупип В.И. Люби меня, как я тебя /В. Крупин //Москва. 1998. №9. С.96. 121 Распутин В. Последний срок /В. Распутин //Повести. М.: Сов. Россия, 1986. С. 112. 171 Крупин В.И. Люби меня, как я тебя /В. Крупин //Москва. 1998. .N1:9. С. 100-101. И.А.Гончарова. Там образ «обрыва» несет в себе метафорический, символический смысл спуск в обрыв означает «моральное падение, грех». «Прыжки Райского по горбам и впадинам оврага это и самонадеянные попытки современного человека жить по своим законам, пренебрегая моральными запретами, отдаваясь греховным помыслам и страстям»123. Так и здесь, показан мотив искушения характерный для христианской проблематики (вспомним, например, как ярко представлен он в первом томе романа И.Шмелева «Пути небесные», где грех и борьба с грехом показаны автором в категориях православного аскетизма). Героиня В. Крупина постоянно сравнивает свою любовь к Саше с любовью Божей: «Я понимаю, что ты смертный из смертных, и тем нс менее приписываю тебе все лучшее, что я видела в людях, все, что я вообразила о них, я понимаю, что это даже и близко не смеет быть рядом с любовью к Богу <...> чем больше я с тобой, тем все больше люблю и тем все больше никого не осуждаю и всех люблю. Но это все подступы к любви Божией. Когда я себя плохо чувствую, то очень мечтаю о монастыре, а когда становится иолегче, опять мечтаю о встрече с тобой»124. Мотив искушения не актуализируется в этой повести (т.е. является лишь дополнительной характеристикой в раскрытии образа Саши). Для раскрытия образа Анны В. Распутин предпочитает пользоваться другими средствами, ему не обязательно «искушать» свою героиню. Она является воплощением мудрости, мужества и покорности, которые закрепились в ней в течение долгой жизни. «Страх Господень научает мудрости, и славе предшествует смирение». [Прит. 15; 33]. Этим обусловлено и поведение героини, и ее отношение к окружающему миру жестокому, суетному, отношение к детям. Старуху очень расстраивает тот факт, что се семья за последние годы изменилась. Дети стали чужими не только для нее, но и друг для друга. Она, никогда нс осуждавшая других («нс суди, да не судим будешь»), тяжело переживает постоянные ссоры ее детей («Люся, ты пошто такая-то? Я ить тебя Христом-Богом просила. Не ругайтесь вы, пожалейте вы меня»пь)у переживает за сыновей, которые слишком ш Гончаров И. А. Обрыв. Книга первая /И.А. Гончаров; Вступ. ст. и ком мент. д.филол.н. Ю.ВЛсбедсвз. МИД «Синергия».-М.. 1996.-С. 19. 124Крупин В.Н. Люби меня, как я тебя/В. Крупин//Москва. 1998. — Х«9.— С. 101. 125 Распутин В. Последний срок/В. Распутин //Повести. М., 1986. С.43. |