опять мечтаю о встрече с тобой» [30; 101]. Мотив искушения не актуализируется в этой повести (т.е. является лишь дополнительной характеристикой в раскрытии образа Саши). В повести «Люби меня, как я тебя...» затрагивается проблема духовной деградации современного поколения, причем в эмоциональнонасыщенных монологах Эдуарда Федоровича. Здесь явно прослеживается авторская точка зрения. Возникает извечный вопрос: почему же изначально чуткие, чистые люди изменяются, творят зло и деградируют? Исследователь М. М. Дунаев утверждает, что часто у людей сохраняется устойчивое заблуждение: нравственность есть духовность, но это не так. «Бесспорно, моральные нормы основываются всегда на религиозных заповедях, бесспорно, христианка по природе своей, душа несет в себе ощущение живой связи с Богом. Но при рациональном разрыве такой связи со стороны человека, он еще какое-то время может бессознательно, памятью совести сохранять в себе неписаные нормы поведения. Однако память неизбежно начнет ослабевать, и если он еще сумеет сдерживать себя напряженными усилиями рассудка, то следующие поколения достигнут постепенно полного аморализма в своих стремлениях все к тому же абсолютизированному удовольствию, из какого рассудок творит для себя новую религию» [105; 165]. В произведении Эдуард Федорович, научный руководитель Александра, говорит нам о том, что нравственной развитие, высота духовности состоит вовсе не в открытии новых идеалов человеческого совершенства, а в постоянном приближении к тем богооткровениям, истинам, которые даны человеку свыше и не нуждаются в обновлении. Вспомним, именно на эту тему спорила и Саша Резвецова на конгрессе с баптистом: «Как это развивать учение Христа, как это трансформировать применительно к современности? А завтра будет другая современность. Опять трансформировать? Такие заявления издержки неправославного мышления» [30; 65]. 184 |
удивлением своего отцовства, сказал ей: «Смотри, мать: я от тебя, он от меня, а от него еще кто-нибудь. И добавил с затаенностью и горечью провидца: Вот так оно все и идет»130. Ш В. Распутину очень важно показать этот момент, т.к. Михаил понял одну из главных и необходимых истин: «И тогда же как следует, по-взрослому и наедине сам с собой он понял, что смертен, как смертно в мире все, кроме земли и неба (курсив мой. О.Б.). И это заставило его пойти к матери и сказать ей то, что она знала давным-давно и думала, что он знает тоже»131. Анна перед смертью вспоминает отьезд Люси в город, когда дочь с парохода «истово, отчаянно, горько замахала матери сорванным с головы платком. Лицо у нее было испуганное, белое, в глазах моментально вскипели слезы»132. Она вспоминает, как Таньчора хвалила ее: «Ты у нас молодец! <...> никто больше не смог бы родить и вырастить таких хороших людей, никто так и знай. Нам с тобой сильно повезло. У кого еще есть такая мать, как у нас? То-то и оно»133. Однако возникает извечный вопрос: почему же изначально чуткие, чистые люди изменяются, творят зло и деградируют? Что произошло с детьми Анны? Исследователь М.Дунаев утверждает, что часто у людей сохраняется устойчивое заблуждение: нравственность есть духовность, но это не так. «Бесспорно, моральные нормы основываются всегда на религиозных заповедях, бесспорно, христианка но природе своей, душа несет в себе ощущение живой связи с Богом. Но при рациональном разрыве такой связи со стороны человека, он еще какое-то время может бессознательно, памятью совести сохранять в себе неписаные нормы поведения. Однако память неизбежно начнет ослабевать, и если он еще сумеет сдерживать себя напряженными усилиями рассудка, то следующие поколения достигнут постепенно полного аморализма в своих стремлениях все к тому же абсолютизированному удовольствию, из какого рассудок творит для себя новую религию»134. по ш П2 Ш П4 . Распутин В. Последний срок/В. Распутин//Повести. М.: Сов. Росам, 1986.-С. 132. Там же. С. 133. Там же.-С. 135. Там же.-С.114. Дунаев М.М. Православие и русская литература: В 6 ч. /М. Дунаев. М.: Христианская литература, 1997. Ч.Ш.-С.165. 209 Лина любила и ждала детей, «чувствуя настоятельную внутреннюю потребность благословить их на дальнейший путь по жизни; доги торопились к ней, стремясь как ~ ~ 135 можно тщательней исполнить свои внешний долг» . С детьми Анны произошло то, что произошло почти со всем их поколением потеря духовных основ, потеря веры. Этот факт даст объяснение всем поступкам и действиям Варвары, Люси, Ильи, Таньчоры и Михаила. В повести В. Крупина также затрагивается проблема духовной деградации современного поколения, причем в эмоционально насыщенных монологах Эдуарда Федоровича, посвященных этому вопросу, явно прослеживается авторская точка зрения. Эдуард Федорович, научный руководитель Александра, говорит нам о том, что нравственное развитие, высота духовности состоит вовсе нс в открытии новых идеалов человеческого совершенства, а в постоянном приближении к тем богооткровениям, истинам, которые даны человеку свыше и не нуждаются в обновлении. Вспомним, именно на эту тему спорила и Саша Рсзвсцова на конгрессе с баптистом: «Как это развивать учение Христа, как это трансформировать применительно к современности? А завтра будет другая современность. Опять трансформировать? Такие заявле136 ния издержка неправославного мышления» . Речь Эдуарда Федоровича похожа на выступления с трибуны (ораторская речь). Она включает в себя доказательства, теоретические обобщения, рассуждения и выводы. Он как бы обращается ко всем людям: «Почему мы до сих пор живы? Жива душа. Есть же душа нации? Есть. <...> У России душа живая. Россия молчит, а сильнее Америки, которая непрерывно кричит. Кричит о чем? О том, что мало плодится дураков потребителей ее товаров. По деньги категория нравственная, и спать они не дадут. Чего ж они все в проказе СПИДа, все в наркомании, убийствах, вырождении, а? С деньгами-то? Что ж не откупятся? Пауза. Платить некому. Дьявол сам платит, а Бога не купишь. Катастрофы, болезни, вымирание следствие обезбоженности... (курсив мой. О.Б.) Покажи это убедительно!»135 136 137 135 Паикеев И.А. В. Распутин: по страницам произведения /И.Л. Панксев. М.: Просвещение, 1990. С.ЗЗ. 136 Крупиы В.И. Люби меня, как я тебя /В. Крупнн /АМосква. 1998. -Л'59. С.65. 137 Там же. С.75. |