Проверяемый текст
Белова Ольга Павловна. Своеобразие художественно-публицистической манеры Владимира Крупина (Диссертация 2004)
[стр. 190]

Речь Эдуарда Федоровича похожа на выступления с трибуны (ораторская речь).
Она включает в себя доказательства, теоретические обобщения, рассуждения и выводы.
Он как бы обращается ко всем людям: «Почему мы до сих пор живы? Жива душа.
Есть же душа нации? Есть.<
...> У России душа живая.
Россия молчит, а сильнее Америки, которая непрерывно кричит.
Кричит о чем? О том, что мало плодится дураков потребителей ее товаров.

Но деньги — категория нравственная, и спать они не дадут.
Чего же они все в проказе СПИДа, все в наркомании, убийствах, вырождении а? С деньгами-то? Что же не откупятся? Пауза.
Платить некому.
Дьявол сам платит, а Бога не купишь.
Катастрофы, болезни, вымирание следствие обезбоженности...»
[30; 90] Так может мыслить только человек с православным менталитетом.
Подтверждение истинности слов Эдуарда Федоровича мы можем найти и в Божественном Откровении: «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут.
Но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа
не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут; но где сокровище ваше, там будет и сердце» (Мф.6; 19-21).
Пафос и эмоциональность, с которым произносятся эти монологи,
несут в себе большую психологическую нагрузку.
Здесь отчетливо присутствует авторское «я», которое
совпадает с мыслями героя.
То есть автор вновь обращается к главной идее повести вопросу об истине.

Мы еще раз обращаем внимание на поэтику повести, фабула которой основанная на идейной схеме, умело реализуется автором с помощью языковых ресурсов одного из функциональных стилей, в данном случае публицистического.
С помощью публицистических средств
писатель выявляети истоки духовной деградации современного поколения, которое связывает с проблемой воспитания детей.
Цивилизация рождает человека, потерявшего веру в бессмертие души и вечную жизнь.
Он пытается пробудить эту веру в читателях, но для начала в своем герое.

185
[стр. 210]

Лина любила и ждала детей, «чувствуя настоятельную внутреннюю потребность благословить их на дальнейший путь по жизни; доги торопились к ней, стремясь как ~ ~ 135 можно тщательней исполнить свои внешний долг» .
С детьми Анны произошло то, что произошло почти со всем их поколением потеря духовных основ, потеря веры.
Этот факт даст объяснение всем поступкам и действиям Варвары, Люси, Ильи, Таньчоры и Михаила.
В повести В.
Крупина также затрагивается проблема духовной деградации современного поколения, причем в эмоционально насыщенных монологах Эдуарда Федоровича, посвященных этому вопросу, явно прослеживается авторская точка зрения.
Эдуард Федорович, научный руководитель Александра, говорит нам о том, что нравственное развитие, высота духовности состоит вовсе нс в открытии новых идеалов человеческого совершенства, а в постоянном приближении к тем богооткровениям, истинам, которые даны человеку свыше и не нуждаются в обновлении.
Вспомним, именно на эту тему спорила и Саша Рсзвсцова на конгрессе с баптистом: «Как это развивать учение Христа, как это трансформировать применительно к современности? А завтра будет другая современность.
Опять трансформировать? Такие заявле136 ния издержка неправославного мышления» .
Речь Эдуарда Федоровича похожа на выступления с трибуны (ораторская речь).
Она включает в себя доказательства, теоретические обобщения, рассуждения и выводы.
Он как бы обращается ко всем людям: «Почему мы до сих пор живы? Жива душа.
Есть же душа нации? Есть.

<...> У России душа живая.
Россия молчит, а сильнее Америки, которая непрерывно кричит.
Кричит о чем? О том, что мало плодится дураков потребителей ее товаров.

По деньги категория нравственная, и спать они не дадут.
Чего ж они все в проказе СПИДа, все в наркомании, убийствах, вырождении, а? С деньгами-то? Что ж не откупятся? Пауза.
Платить некому.
Дьявол сам платит, а Бога не купишь.
Катастрофы, болезни, вымирание следствие обезбоженности...

(курсив мой.
О.Б.) Покажи это убедительно!»135 136 137 135 Паикеев И.А.
В.
Распутин: по страницам произведения /И.Л.
Панксев.
М.: Просвещение, 1990.
С.ЗЗ.
136 Крупиы В.И.
Люби меня, как я тебя /В.
Крупнн /АМосква.
1998.
-Л'59.
С.65.
137 Там же.
С.75.


[стр.,211]

Так может мыслить только человек с православным менталитетом.
Подтверждение истинности слов Эдуарда Федоровича мы можем найти и в Божественном Откровении: «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут; но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа
нс истребляют и где воры не подкапывают и не крадут; но где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» [Мф.
6; 19-21].
Пафос и эмоциональность, с которыми произносятся эти монологи
героем повести, несут на себе большую психологическую нагрузку.
Здесь отчетливо присутствует авторское «я», которое
совпадет с мыслями этого героя.
То есть автор вновь обращается к главной идее повести вопросу об истине.

На этом примере мы в очередной раз обращаем внимание на особенность поэтики данной повести, фабула которой, основанная на идейной схеме, умело реализуется автором с помощью языковых ресурсов одного из функциональных стилей, в данном случае публицистического.
С помощью публицистических средств
автор выявляет и истоки духовной деградации современного поколения, которые связывает с проблемой воспитания детей.
Сцена обсуждения компьютерных игр среди школьников группы продленного дня как нельзя лучше показывает отношение писателя к этому явлению.
В Японии уже появились игры электронные человечки томагочи, знаете? начинает разговор главная героиня.
Ей важно знать, что же думают об этом сами дети и Саша, специалист-компьютерщик.
Далее разговор развивается в русле обсуждения проблемы электронных игр, влияния их на сознание детей и т.д.
Облекая обсуждение этой проблемы в форму диалога, В.
Крупии старается предвосхитить вопросы читателей и точки зрения оппонентов.
Устами героя автор апеллирует самым распространенным взглядам и мнениям.
Необходимо добавить, что эта сцена, а вернее, затрагиваемая в этой сцене проблема, поднята В.
Крупиным не случайно неоднократно на страницах СМИ он сам выступал по этому поводу138.
Поэтому диалог героя и детей в повести также напоминает 131 Так, например, в статье «От ушастика к ужастикам» (опубликованной в журнале «Библиотековедение», 1999.
№2.
С.86-87) В.
Крупны поднимает проблему о «вторжении» иностранных соблазнов «в нравственный мир русского ребенка».
Автор говорит о влиянии современных мультфильмов, строящихся Диснейлендов и прочих развлечений ка детскую душу.
Писатель показывает значимость для детей традиций русской литературы сказок, былин, легенд, преданий, песен, загадок, духовных стихов, которые предназначены для совместного чтения и которые сближают семью.


[стр.,212]

речь с трибуны недаром Саша вышел к учительскому столу и «выступал» перед ребятами.
Писатель озабочен тем, что материальный прогресс общества не ведет за собой $ прогресс духовный, нравственный.
Цивилизация рождает человека, потерявшеговеру в бессмертие души и вечную жизнь.
Он пытается пробудить эту веру в читателях, но для начала в своем герое.

Мы видим, что Александр интуитивно ощущает в себе связь с вечностью и несет <• в душе веру как некое таинственное взаимодействие с Истиной.
Ему трудно избегать отношения с благами земными при всей их внешней привлекательности.
И все же он интуитивно чувствует, что есть ценности высшего порядка, вечные и истинные: «За эти сутки я все время ощупывал крестик и потягивал себя за шнурок.
Какое-то новое 139 состояние я ощущал, но не мог понять, в чем оно...» .
Это понимание, ощущение на себе благодати Бога приходит не сразу и, увы, не ко всем, ибо «Ног не может (то есть нс хочет) спасти человека, если нс захочет того же человек.
Жертва на Голгофе во имя спасения есть проявление свободного волеизъявления Божьего.
Она ждет такого же свободного стремления твари к спасению, то есть к соединению в Боге и с Богом, к обожению»139 140.
0 Героиня В.
Распутина владеет этой благодатью Бога и потому относится к своей смерти спокойно.
Поняв, что срок своей жизни она прожила, и, осознав, что последняя надежда дождаться Таньчору исчезла, старуха решает умереть.
В сцене описания ночи накануне запланированной смерти старухи сказалось все непревзойденное мастерство Распутина-художника и психолога.
Слово здесь несет не только свою основную функцию передавать мысль, но и эстетическую функцию, в этом сочетании и рождается образность.
Это, можно сказать, кульминационная сцена повести.
А постоянное переплетение внутренних монологов показывает, что, по мнению автора, истинно ценно для героини.
Анна вспоминает мельчайшие детали своей жизни, жизни детей, вспоминает ушедших от нее отца, мать, мужа, детей, родных...
Кроме воспоминаний Анна ведет мысленный диалог со своей смертью.
139 Крупип В.И.
Люби меня, как я тебя /В.
Крулин //Москва.
1998.
№9.
С.90.
140 Дунаев М.М Православие и русская литература: В 6-ти частях.
/М.
Дунаев.
М.: Христианская литература, 1997.-Ч.
III.-С.
164.
212

[Back]