Проверяемый текст
Белова Ольга Павловна. Своеобразие художественно-публицистической манеры Владимира Крупина (Диссертация 2004)
[стр. 191]

Мы видим, что Александр интуитивно ощущает в себе связь с вечностью и несет в душе веру как некое таинственное взаимодействие с Истиной.
Ему трудно избегать отношения с благами земными при всей их внешней привлекательности.
И все же он интуитивно
г1увствует, что есть ценности высшего порядка, вечные и истинные: «За эти сутки я все ощупывал крестик и потягивал себя за шнурок.
Какое-то новое
состояние я ощущал, но не мог понять, в чем оно...» [30; 75].
Это понимание, ощущение на себе благодати Бога приходит не сразу и, увы, не ко всем, ибо
«Бог не может (то есть не хочет) спасти человека, если не захочет того же человек.
Жертва на Голгофе во имя спасения есть проявление свободного волеизъявления Божьего.
Она ждет такого же свободного стремления твари к спасению, то есть к соединению в
Бога и с Богом, к обожению» [105; 164].
Мотив памяти смертной в повести проявляется в синтезе с другим мотивом предугаданности смерти (и как антитеза мотив внезапной смерти).
Как говорилось выше, о чувствах героев мы узнаем «изнутри», через переживания Александра, от лица которого ведется повествование.
Духовный мир Александры мы познаем опосредованно: поступки, речь, письма героини раскрывают перед читателем сложную и тонкую духовную организацию женщины, остроту и глубину ее любви, мучительный конфликт, вызванный глубокой верой и огромной любовью к человеку, который вошел в ее жизнь навсегда.
Такая любовь не живет долго.
Александра чувствует ее обреченность «Должны же наши отношения чем-то закончится? в который раз спрашивает герой.
«Вот именно — закончиться», с непонятной Александру грустью отвечает Саша» [30; 91].
Ее предчувствие это не только осознание смертельной опасности болезни.
Это понимание того, что в любви земной и небесной последняя неизмеримо выше.
Постичь сущность этой неземной любви и стремится всем сердцем героиня В.Н.Крупина.
Развитие поэтической истории любви идет одновременно со все более ясным осознанием глубоко верующей героиней, что любовь к мужчине нс может 186
[стр. 212]

речь с трибуны недаром Саша вышел к учительскому столу и «выступал» перед ребятами.
Писатель озабочен тем, что материальный прогресс общества не ведет за собой $ прогресс духовный, нравственный.
Цивилизация рождает человека, потерявшеговеру в бессмертие души и вечную жизнь.
Он пытается пробудить эту веру в читателях, но для начала в своем герое.
Мы видим, что Александр интуитивно ощущает в себе связь с вечностью и несет
<• в душе веру как некое таинственное взаимодействие с Истиной.
Ему трудно избегать отношения с благами земными при всей их внешней привлекательности.
И все же он интуитивно
чувствует, что есть ценности высшего порядка, вечные и истинные: «За эти сутки я все время ощупывал крестик и потягивал себя за шнурок.
Какое-то новое
139 состояние я ощущал, но не мог понять, в чем оно...» .
Это понимание, ощущение на себе благодати Бога приходит не сразу и, увы, не ко всем, ибо
«Ног не может (то есть нс хочет) спасти человека, если нс захочет того же человек.
Жертва на Голгофе во имя спасения есть проявление свободного волеизъявления Божьего.
Она ждет такого же свободного стремления твари к спасению, то есть к соединению в
Боге и с Богом, к обожению»139 140.
0 Героиня В.
Распутина владеет этой благодатью Бога и потому относится к своей смерти спокойно.
Поняв, что срок своей жизни она прожила, и, осознав, что последняя надежда дождаться Таньчору исчезла, старуха решает умереть.
В сцене описания ночи накануне запланированной смерти старухи сказалось все непревзойденное мастерство Распутина-художника и психолога.
Слово здесь несет не только свою основную функцию передавать мысль, но и эстетическую функцию, в этом сочетании и рождается образность.
Это, можно сказать, кульминационная сцена повести.
А постоянное переплетение внутренних монологов показывает, что, по мнению автора, истинно ценно для героини.
Анна вспоминает мельчайшие детали своей жизни, жизни детей, вспоминает ушедших от нее отца, мать, мужа, детей, родных...
Кроме воспоминаний Анна ведет мысленный диалог со своей смертью.
139 Крупип В.И.
Люби меня, как я тебя /В.
Крулин //Москва.
1998.
№9.
С.90.
140 Дунаев М.М Православие и русская литература: В 6-ти частях.
/М.
Дунаев.
М.: Христианская литература, 1997.-Ч.
III.-С.
164.
212

[Back]