Проверяемый текст
Белова Ольга Павловна. Своеобразие художественно-публицистической манеры Владимира Крупина (Диссертация 2004)
[стр. 193]

Не случайно об умерших принято говорить и помнить лишь хорошее.
В этом есть особая духовная мудрость, особое значение, которое подтверждают многие священнослужители.
Так, например, священник А.
Ельчанинов рассматривает смерть
близких как «опытное подтверждение нашей веры в бесконечность».
Он пишет, что «...

любовь у ушедшему утверждение бытия другого мира.
Мы вместе с умершим доходим до границы двух миро призрачного и реального: смерть доказывает нам реальность того, что мы считали призрачным, и призрачность того, что считали реальным» [72; 23].
Так, в повести возникает еще один мотив мотив Божьего промысла, являющегося определяющим в христианском понимании жизни и смерти человека, его предназначении на этой Земле.
Тема Божьего промысла, несомненно, основополагающая для повести В.Н.
Крупина «Люби меня, как я тебя...».

Промыслительные, вернее, провиденциальные мотивы привлекали внимание русских писателей: А.С.
Пушкина, М.Ю.
Лермонтова, Н.В.
Гоголя, Ф.М.
Достоевского, Л.Н.Толстого и других.
Были предприняты неоднократные попытки осмыслить это явление,
описагь его.
В повести «Люби меня, как я тебя...» В.Н.
Крупин показывает, что человека в жизни направляет высшее начало невидимая рука Промысла Божия, и для решения художественных задач находит новый, индивидуальный, неповторимый художественный метод, используя различные образные средства, стилистические приемы.
Говоря о мотиве Божьего Промысла, нельзя не обратить внимание на то,
то в повести именно через этот мотив реализуется уже рассмотренная выше тема смерти.
Промыслительное
начало проявляется в нрсдуказанности смерти Саши.
О том, что Саша предчувствовала свою близкую смерть, говорит нам ее фраза: «Саша, она коснулась моей руки.
Мама рассказала не все, она
не все знает.
Я расскажу.
Но не сейчас» [30; 106].
Но в последнем телефоном разговоре Саша настоятельно просила его на Пасху быть в церкви.
И через сестру передала: «Нет, она
18$
[стр. 217]

«Ночь сильно длинная мне показалась, с целый год.
Об чем я только не передумала! И с мамкой со своей поговорела, сказалась, что вскорости буду.
И про Таньчору Богу помолилась (курсив мой.
О.Б.), чтоб пропустил он ее к мине, когда видал где.
• Только бы она седин приехала, а то ить я могу и нсдождаться.
Я уж по себе вижу, что я не своей жистью живу, что это Бог мне за-ради вас добавки дал, а у ей, подимте, тоже конец есть»151.
Анне не раз приходилось сталкиваться со смертью, и каждый раз Бог отнимал у • нес близких родителей, дегей, мужа.
В.
Распутину важно показать не только то, как Анна воспринимает свою собственную приближающуюся кончину, но и се отношение к смерти как к таинству, переходу человека в мир иной.
Наиболее колоритно и выразительно отношение к таинству смерти выражено в сцене прощания Анны с мужем: «В его кончине старуху больше всего поразило то, что ему, побывавшему где-то возле самой войны, где смерть поголовно перешла в смертоубийство, удалось воротиться домой и в тишине и покое принять собственную смерть.
Она патла в этом для себя тайный знак и сразу примирилась со стариком (курсив мой.
О.Б.) «Господи, прости нам прегрешения наши...» начала она молитву, когда она увидала, что он отошел.
Она не сказала: «его прегрешения», она сказала: «наши».
И слезы ее, скорбь се были настоящими»152.
Сцена эта показывает одну из главных составляющих черт характера Анны ее «направленность во вне».
Она никогда не жила для себя и никогда не мыслила себя как отдельного человека.
Тайный знак, который обнаружила Анна в смерти мужа, раскрывается опять-таки через христианское понимание внезапиости-предуказанности смерти.
Тот факт, что муж Анны умер нс внезапно, а своей смертью, в свой срок, воспринимается героиней как знак Божьей благодати.
Старуха осознала: несмотря ни на что, не был се старик великим грешником, и «примирилась» с ним.
Не случайно об умерших принято говорить и помнить лишь хорошее.
В этом есть особая духовная мудрость, особое значение, которое подтверждают многие священнослужители.
Так, например, священник А.Ельчанинов рассматривает смерть
близких как «опытное подтверждение нашей веры в бесконечность».
Он пишет, что
151 Распутин В.
Последний срок /В.
Распутин //Повести.
М.: Сов.
Россия, 1986.
С.47.
Там же.
-С.
129.
217

[стр.,219]

но отнюдь нс для писателей-«дерсвснщиков», корни которых помогли им оценить веру отцов и вернуться к ней и в своей жизни, и в своих произведениях»156.
Анна сделала свой выбор, но за него приходит «расплата»: наступает еще одни, ненужный, по ее мнению, день.
Анна боится его, потому что понимает, «если не суждено было умереть ей ночью, значит, что-то предстоит еще вынести днем.
Зря ничего не бывает»157.
Далее В.
Распутин раскрывает смысл и назначение этого «последнего» дня старухи: «Вытирая слезы, старуха подумала, что, быть может, оттого она и нс умерла ночью, что нс простилась с Миронихой, ...что не было у нес того, что есть теперь, чувства полной, ясной и светлой законченности и убранности этой давней и верной дружбы.
Старуха знала: больше они не увидятся»158.
Так в повести возникает еще один мотив темы смерти мотив Божьего промысла, являющегося определяющим в христианском понимании жизни и смерти человека, его предназначения на этой Земле.
Тема Божьего Промысла, несомненно, основополагающая для повести В.
Кру пина «Люби меня, как я тебя».

Однако необходимо напомнить, что промыслительные, вернее, провиденциальные мотивы не раз привлекали внимание русских писателей (Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Достоевский, Толстой).
Были предприняты неоднократные попытки осмыслить это явление,
описать его, однако наиболее полно и глубоко подошел к этой проблеме И.С.Шмелев.
§ 5.
На вершинах духа: мотив Божьего промысла у В.
Крупица и у И.Шмелева В романе «Пути небесные» И.Шмелев предпринял попытку соединить традиции агиографической литературы и романной литературы, осмыслить человеческую жизнь с точки зрения духовности.
Разумеется, уровень раскрытия образов главных героев Дариньки и Виктора Алексеевича, постановка самой задачи написание духовного романа, попытка духовного осмысления и изображения молитвенного состояния человека, восхождение от «путей земных» к «путям небесным» неравновелики по отношению к героям повести «Люби меня...» и задаче се автора.
Однако общность взглядов авторов, цен156 Митин Г.
О жизни.
О смерти.
О вечном...
/Г.
Митин //Литература в школе.
1995.
-№3.
С.
25.
157 Распутин В.
Последний срок /В.
Распутин //Повести.
М.: Сов.
Россия, 1986.
С.
142.
,5® Там же.-С.
145.


[стр.,231]

себя элемент преднамеренности и программы, созерцание осложняется наставленыI о г ем...
(курсив автора.
О.Б.)» .
М.Дунасв так коммснтируег приведенное высказывание И.Ильниа: «Ильин верно указывает: роман Шмелева все более обретает черты совершенно иного типа осмысления и отражения мира, бытия: он «развертывается в житие и в поучение», преодолевающие то, что было неподвластно прежнему реальному мироотображению.
И всегда бывает: при появлении нового метода, он, по инерции эстетических предпочтений, нс воспринимается всеми и сразу.
К непривычному еще нужно привыкнуть, и долгое время оно представляется вне-художественным, потому что художественность 186 оценивается по сложившимся канонам, к новому методу не применимым» .
Как видим, оба автора в своих произведениях показывают нам, что человека в жизни направляет высшее начало невидимая рука Промысла Божия, и для решения своих задач находят новый, индивидуальный, неповторимый художественный метод, используя различные образные средства, стилистические приемы.
Говоря о мотиве Божьего Промысла, нельзя не обратить внимание на то,
что в повести «Люби меня, как я тебя...» именно через этот мотив реализуется уже рассмотренная выше тема смерти.
Промысл
итсльное начало проявляется в предуказан пости смерти Саши.
О том, что Саша предчувствовала свою близкую смерть, говорит нам ее фраза: «Саша, она коснулась моей руки.
Мама рассказала не все, она
нс все знает.
Я расскажу.
Но нс 187 сейчас» .
Но в последнем телефонном разговоре Саша настоятельно просила его на Пасху быть в церкви.
И через сестру передала: «Нет, она
очень просила, чтоб Вы приехали после Пасхи, сказала, что после Пасхи сразу излечится»188.
Саша чувствовала, что покинет этот мир и обретет жизнь вечную именно в Пасху.
Поэтому ей было так важно, чтобы в этот день ее любимый был в церкви, а значит, рядом с ней и с Богом.
В борьбе между любовью и долгом, страстью и высотой духа девушка теряет последние силы.
Сердце Саши Рсзвсцовой, переполненное любовью, не выдерживает нагрузки «обрывается».
После смерти героини оставшийся один Саша в полном не115 ШьипИ.А.
Отьме и просветлении /И.
А.
Ильин.//Собрание соч.: В Ют.1996.-Т.6.-Кн.
1.-С.365.
116Дунаев ММ.
Православие ирусская литература: В 6-ти частях /М.М.
Шмелев.
М.: Христианская литература, 1999.
Ч.У.
С.
711.
1,7 Крупин В.Н.
Люби меня, как я тебя /В.
Крупин //Москва.
1998.
№9.
С.106.
1,1 Там же.-С.
106.

[Back]