очень просила, чтоб Вы приехали после Пасхи, сказала, что после Пасхи сразу излечится» [30; 106]. Согласно православному истолкованию, эксплицирующему пасхальный архетип русской культуры, «воскресение Христа свершается не символически, а реально каждый церковный год заново, отсюда так существенно соборное участие в этом важнейшем событии христианского годового цикла. Этим объясняется и совершенно особое духовное переживание данного события в традиции русского православия. Философ С.Н. Булгаков подчеркивал значение совершенно особенного для русской культуры пасхального архетипа; «Воскресение Христово есть праздник всего христианского мира, но нигде оно не является таким светлым и таким небесным, как в Православии, и нигде оно, добавлю, не празднуется так, как в России, на русской земле, вместе с нежной и прозрачной, светлой и торжествующей весной. Пасхальная ночь с ее ликующей радостью уносит нас в жизнь будущего века, в новую радость, радостей радость навеки» [88; 283]. Саша чувствовала, что покидает этот мир и обретает жизнь вечную именно в Пасху. Поэтому ей так валено, чтобы в этот день ее любимый был в церкви, а значит, рядом с ней и с Богом. В борьбе между любовью и долгом, страстью и высотой духа девушка теряет последние силы. Сердце Саши Резвецовой, переполненное любовью, не выдерживает нагрузки — «обрывается». После смерти героини оставшийся один Саша в полном недоумении и отчаянии спрашивает: «Саша! Саша..., а как же я?» Молодость осгрее чувствует' трагическую связь любви и смерти, ведь ее отличает яркий максимализм. Поэтому наш герой ощущает себя абсолютно беспомощным, одиноким и покинутым. В одно мгновенье разрушилось все: любовь, надежды на будущее, мечты о семье и детях. Для чего же было встречать им друг друта? Герой повести В.Н. Крупина Саша, как личность еще до конца не воспринявшая Православия, не может принять смерть своей возлюбленной и смириться с ней. Герой остается в полном опустошении, для него жизнь без любимой теряет смысл. И он еще не видит Божьего Промысла. 189 |
себя элемент преднамеренности и программы, созерцание осложняется наставленыI о г ем... (курсив автора. О.Б.)» . М.Дунасв так коммснтируег приведенное высказывание И.Ильниа: «Ильин верно указывает: роман Шмелева все более обретает черты совершенно иного типа осмысления и отражения мира, бытия: он «развертывается в житие и в поучение», преодолевающие то, что было неподвластно прежнему реальному мироотображению. И всегда бывает: при появлении нового метода, он, по инерции эстетических предпочтений, нс воспринимается всеми и сразу. К непривычному еще нужно привыкнуть, и долгое время оно представляется вне-художественным, потому что художественность 186 оценивается по сложившимся канонам, к новому методу не применимым» . Как видим, оба автора в своих произведениях показывают нам, что человека в жизни направляет высшее начало невидимая рука Промысла Божия, и для решения своих задач находят новый, индивидуальный, неповторимый художественный метод, используя различные образные средства, стилистические приемы. Говоря о мотиве Божьего Промысла, нельзя не обратить внимание на то, что в повести «Люби меня, как я тебя...» именно через этот мотив реализуется уже рассмотренная выше тема смерти. Промысл итсльное начало проявляется в предуказан пости смерти Саши. О том, что Саша предчувствовала свою близкую смерть, говорит нам ее фраза: «Саша, она коснулась моей руки. Мама рассказала не все, она нс все знает. Я расскажу. Но нс 187 сейчас» . Но в последнем телефонном разговоре Саша настоятельно просила его на Пасху быть в церкви. И через сестру передала: «Нет, она очень просила, чтоб Вы приехали после Пасхи, сказала, что после Пасхи сразу излечится»188. Саша чувствовала, что покинет этот мир и обретет жизнь вечную именно в Пасху. Поэтому ей было так важно, чтобы в этот день ее любимый был в церкви, а значит, рядом с ней и с Богом. В борьбе между любовью и долгом, страстью и высотой духа девушка теряет последние силы. Сердце Саши Рсзвсцовой, переполненное любовью, не выдерживает нагрузки «обрывается». После смерти героини оставшийся один Саша в полном не115 ШьипИ.А. Отьме и просветлении /И. А. Ильин.//Собрание соч.: В Ют.1996.-Т.6.-Кн. 1.-С.365. 116Дунаев ММ. Православие ирусская литература: В 6-ти частях /М.М. Шмелев. М.: Христианская литература, 1999. Ч.У. С. 711. 1,7 Крупин В.Н. Люби меня, как я тебя /В. Крупин //Москва. 1998. №9. С.106. 1,1 Там же.-С. 106. доумении и отчаянии спрашивает: «Саша! Саша..., а как же я?» Молодость острее чувствует трагическую связь любви и смерти, ведь се отличает яркий максимализм. Поэтому наш герой ощущает себя абсолютно беспомощным, одиноким и покинутым. В одно мгновенье разрушилось все: любовь, надежды на будущее, мечты о семье и детях. Для чего же было встречать им друг друга? Герой повести В. Круиина «Люби меня, как я тебя» Саша, как личность еще до конца не воспринявшая Православия, не может принять смерть своей возлюбленной и смириться с ней. Герой остается в полном опустошении, для него жизнь без любимой теряет смысл. И он еще не видит Божьего Промысла... Смерть Александры и внезапная (для других), и предуказанная (для нее) смерть: душа была вынуждена покинуть свое тело, нс успев исполнить многое из того, что могла бы, наверное, исполнить. Но все же се смерть — «символичная», Саша Рсзвецова, встретив любовь на исходе недолгой жизни, выполнила главное свое предназначение: она помогла любимому человеку обрести истинный смысл жизни. Мотив Божьего Промысла, символичность определяегся в этой повести днем смерти девушки Саша умерла на Пасху. Как мы знаем, Пасха в переводе с древнееврейского означает "переход". Поэтому смерть Саши это лишь переход в мир иной, где душа, как Христос, воскресает для жизни вечной. Мы не знаем, как сложится в дальнейшем судьба героя, но можем предположить, что счастье любви, которое было даровано ему, поможет избежать греха гордыни и уныния. Герою откроется православный смысл бытия, без которого нельзя понять и смысла человеческого существования. Попытку дать разъяснение православного отношения к смерти предпринял сам В.А.Вейденгаммср, герой романа «Пути небесные» и реальный человек, дядя О.А.Шмелевой (жены писателя). Будучи послушником Оптиной пустыни, Вейденгаммер узнает о смерти своей сестры, матери О.А.Шмелсвой. Пытаясь поддержать племянницу, он пишет ей в письме: «Потерять мать, также любимого человека! Это такие факты, с которыми не может примириться ни ум, ни сердце, ни дух, ни тело: все болит и все протестует, и только вера в загробную жизнь, в свидание за гробом дает надежду на свиданье, а при |