стного хода у православных это путь созидания души. Путь молитвы и просьбы об отпущении 1рехов. Значимым представляется то обстоятельство, что повести В.Н. Крупина 90-х годов (в особенности повесть «Слава Богу за все») обнаруживают сходство с публицистическим произведением В.И. Белова «Дорога на Валаам», в жанровом плане приближенным к хожению. И в том, и в другом случае поступок (наделенного автобиографическими чертами героя) обусловливается неким событием общенационального масштаба. Сравним: «В той братоубийственной заварухе, в толпе, мне повредили руку. И ничего не помогало. Шли дни, не легчало. Л события четвертого октября не отодвигались, а все длились и длились в памяти»,пишет В.Н. Крупин [58; 68]. «После первого действия великой трагикомедии с ельцинскими выборами вздумал я сделать себе маленький отпуск...», значится у В.И. Белова [163; 159]. А. Агеев, делая обзор ряда произведений В.Н. Крупина, нс отмечает этой надличностной событийной основы: «...вообще, все эти «путевые раздумья» производят довольно жалкое впечатление» [161; 227]. Между тем, как нам видится, тесное взаимоотношение бытия человека и художественной реальности опирается на осознание онтологичности литературы. На эту черту, влияющую на идейный строй произведения, указывает В. Горн: «...русская литература в ее «деревенской» ветви стала в последние годы, пожалуй, единственной наследницей православной традиции, сохранившейся еще в народно-христианской жизни. Именно крестьянские писатели сберегли и высказали свою любовь к народной жизни исповедально и последовательно, с полным осознанием своего назначения в решении общих вопросов жизни...» [169; 17]. Духовное содержание и проблемы, которые поднимает В.Н. Крупин в произведениях, определяют и жанр художественного творчества. В композицию произведений автор вводит элементы духовных жанров древнерусской литературы молитвы и притчи (повести «Живая вода», «Великорецкая купель», «Крестный 213 |
23 лирического героя, с опорой на которого выстраивается жанровая структура произведения: “Хожение состоит из отдельных новелл-очерков, ...объединенных образом главного героя повествователя-христианина (подчеркнуто нами Н.Ф.)”1. Значимым представляется то обстоятельство, что повести Крупина (в особенности повесть “Слава Богу за все”) обнаруживают сходство с публицистическим произведением Василия Белова “Дорога на Валаам”, в жанровом плане приближенным к хожению. И в том, и в другом случае поступок (наделенного автобиографическими чертами героя) обусловливается неким событием общенационального масштаба. Сравним: “В той братоубийственной заварухе, в толпе, мне повредили руку. И ничего не помогало. Шли дни, не легчало. А события четвертого октября не отодвигались, а все длились и длились в памяти” (25; 68), пишет Крупин. “После первого действия великой трагикомедии с ельцинскими выборами вздумал я сделать себе маленький отпуск...”1 2, значится у Белова. А.Агеев, делая обзор ряда произведений В.Крупина, не отмечает этой надличностной событийной основы: “...вообще, все эти “путевые раздумья” производят довольно жалкое впечатление”3. Между тем, как нам видится, тесное взаимоотношение бытия человека и художественной реальности опирается на осознание онтологичности литературы. На эту черту, влияющую на идейный строй произведения, указывает В.Горн: “...русская литература в ее “деревенской” ветви стала в последние годы, пожалуй, единственной наследницей православной традиции, сохранившейся еще в народнохристианской жизни. Именно крестьянские писатели сберегли и высказали свою любовь к народной жизни исповедально и последовательно, с полным осознанием 1 Литература и культура Древней Руси: Словарь-справочник / Под ред. В.В.Кускова. М.: Высшая школа, 1994. С. 177. 2 Белов В. Дорога на Валаам // Москва. 1997. № 4. С. 159. 3 Агеев А. Простодушный // Знамя. 1995. № 9. С. 227. |