Проверяемый текст
Белова Ольга Павловна. Своеобразие художественно-публицистической манеры Владимира Крупина (Диссертация 2004)
[стр. 39]

у В.Г.
Короленко считал, что наш народ ничуть не хуже других народов, но «он далеко отстал в воспитании нравственной культуры.
...Для социального переворота нужны другие нравы»
[197; 87].
Это мнение писателя поддерживает и А.М.
Горький.
В «Несвоевременных мыслях» он пишет: «Этот народ должен много потрудиться для того, чтобы приобрести сознание своей личности, своего человеческого достоинства, этот народ должен быть прокалён и очищен от рабства, вскормленного в нём, медленным огнём культуры» [182; 36].
В своей работе А.М.
Горький задается вопросом: как совместить необходимость в освободительной революции с той кровавой вакханалией, которой революция сопровождается? Исследователь В.И.
Литвинова пишет: «Горький призывает образумиться, понять, что нужно бороться не друг с другом за хлеб и власть, а с природой,
отвоёвывая на пользу себе ее богатства».
По мнению писателя, России угрожает не классовая опасность, а возможность одичания, бескультурья.
«Все обвиняют друг друга, с горечью констатирует Горький, вместо того, чтобы противопоставить буре эмоций силу разума»
[263; 10].
«Несвоевременность» рассуждений А.М.
Горького выражалась в «неуместности» говорить о развитии науки и культуры в годы революционных потрясений.
Однако именно культура человека несет в себе главную его ценность, и именно обращение писателя к этим проблемам делает «Несвоевременные мысли»
А.М.Горького своевременными в любое время.
«...Надо только помнить, что все отвратительное, как и все прекрасное, творится нами, надо зажечь в себе все еще незнакомое нам сознание личной ответственности за судьбу страны»
[182; 184].
Состояние души русского интеллигента в революционную эпоху ярко представлено в работе
И.А.
Бунина «Окаянные дни».
Эго произведение написано в дневниковой форме.
Автор выражает свои мысли и переживания о русском народе в страшные годы гражданской войны, поэтому доминирующей тональностью становится подавленность и горечь разочарования.
39
[стр. 27]

90-х годах ХХв., яркими образцами которой являются: «Несвоевременные мысли» М.
Горького, «Окаянные дни» И.
Бунина, письма В.
Короленко Л.
Луначарскому.
Это философско-публицистические произведения, в которых запечатлены исторические ф события времен революции и гражданской войны, свидетелями которых были авторы.
По-разному писатели видят происходящие в стране перемены, но всех их объединяет тревога за будущее России, которая теряет духовные основы.
Так, В.
Короленко в письмах Луначарскому поднимал вопросы, волновавшие * его и всех тех, кто неоднократно обращался к писателю за советом и помощью.
С возмущением пишет В.
Короленко о голоде, захватившем Советскую Россию и Украину, с гневом обличает самосуды, расстрелы: «...Мне горько думать, что и Вы, Анатолий Васильевич, вместо призыва к отрезвлению, напоминания о справедливости, бережного отношения к человеческой жизни, которая стала так дешева, в своей речи высказали как будто солидарность с этими административными расстрелами.
<...> Чтобы не запоздать,...
я заранее заявляю свой протест.
Насколько мой слабый голос будет в силах, я до последнего издыхания не перестану протестовать против бессудных расстрелов и против детоубийства»49.
В одном из писем писатель обращается к современникам: «Правительства погн* бают от лжи...
Может быть, еще есть время вернуться к правде, и я уверен, что народ, слепо следовавший за вами по пути насилия, с радостью просыпающегося сознания пойдет по пути возвращения к свободе»50.
Эти слова звучат актуально и сегодня, неся в себе тревожное предупреждение нынешней власти.
В.
Короленко считал, что наш народ ничуть нс хуже других народов, но «он далеко отстал в воспитании нравственной культуры.
...
Для социального переворота нужны другие нравы»51.

Эго мнение поддерживает и М.
Горький в «Несвоевременных мыслях»: «Этот народ должен много потрудиться для того, чтобы приобрести 49Короленков.
Письма к Луначарскому /В.
Короленко //Новый мир.
1988.-Ха 10.
50 Там же.
51 Там же.
27

[стр.,28]

сознание своей личности, своего человеческого достоинства, этот народ должен быть прокалён и очищен от рабства, вскормленного в нём, медленным огнём культуры»52.
В своей работе М.
Горький задается вопросом: как совместить необходимость в освободительной революции с той кровавой вакханалией, которой революция сопровождается? Исследователь В.И.
Литвинова пишет: «Горький призывает образумиться, понять, что "нужно бороться не друг с другом за хлеб и власть, а с природой,
отвоевывая на пользу себе ее богатства".
По мнению писателя, России угрожает не классовая опасность, а возможность одичания, бескультурья.
Все обвиняют друг друга, с горечью констатирует Горький, вместо того, чтобы "противопоставить буре эмоций силу разума"»53.

«Несвоеврсмсниосгь» рассуждений Горького выражалась в «неуместности» говорить о развитии науки и культуры в годы революционных потрясений.
Однако именно культура человека несет в себе главную его ценность, и именно обращение писателя к этим проблемам делает «Несвоевременные мысли»
М.
Горького своевременными в любое время: "...Надо только помнить, что все отвратительное, как и все прекрасное, творится нами, надо зажечь в себе все еще незнакомое нам сознание личной ответственности за судьбу страны"54.
Состояние души русского интеллигента в революционную эпоху ярко представлено в работе
И.Л.
Бунина «Окаянные дни».
Это произведение написано в самой личностной литературной форме дневниковой.
Автор отражает свои мысли и переживания о русском народе в страшные годы гражданской войны, поэтому доминирующей тональностью становится подавленность и горечь разочарования.
Революция и ее последствия воспринимаются И.А.
Буниным как национальная катастрофа.
Он замечает, 1гто с приходом Советской власти рушится создаваемая веками культура; сетует на пренебрежение представителями народа и представителями 52 Горький Л/.
Несвоевременные мысли и рассуждения о революции культур (1917-1918 гг.) /М.
Горький.
М.-СПб: Интерконтакт.
1990.
С.
36.
3) Литвинова В.И.
Судьба интеллигенции в русской революции.
Изучение публицистики М.
Горького в школе и вузе: Метод, реком.
для учителей лит-ры и студентов филол.
фак-тов /В.И.
Литвинова.
Абакан, 1996.
С.
10.
34 Горький А/.
Несвоевременные мысли и рассуждения о революции культур (1917-1918 гг.) /М.
Горький.
М.-СПб: Интерконтакт.
1990.
С.184.

[Back]