ку эти произведения созданы писателями, мастерами художественного слова, то это естественным образом отразилось на текстах: восприятие событий передается с высоким художественным мастерством. При этом всех авторов сближает предельная искренность, лаконичность и правдивость в изображении действительности. Вневременной характер придает этим произведениям обращение к «вечным» проблемам. Специфическое свойство публицистики в том, что она, как правило, волнует читателей, пока остается актуальной затронутая в ней проблема, пока имеют смысл обобщения, выводы автора. Публицистика В.Г. Короленко, А.М. Горького, И.А. Бунина спустя почти сто лет не потеряла своей злободневности: аналитическая мысль авторов была нацелена не на сиюминутное восприятие, а на долговременное обобщение. Каждый из писателей «устремлен к высоким нравственным, эстетическим и социальным идеалам, относится к происходящему критически, что способствует глубокому постижению действительности» [263; 3]. Она не утратила своего значения. На такие, ставшие уже классическими, образцы писательской публицистики ориентируются и современные авторы, в том числе Владимир Николаевич Крупин. 41 |
интеллигенции уроков истории: «Наши дети, внуки не будут в состоянии даже представить себе ту Россию, в которой мы когда-то (то есть вчера) жили, которую мы не ценили, нс понимали всю эту мощь, сложность, богатство, счастье...»55. Книга И. Бунина эмоциональна, искренна, она передаст не только чувства и мучительные переживания автора, но и атмосферу, царящую в тс дни в России. «Это книга проклятий, расплаты и мщения и по темпераменту, желчи и ярости превосход1гг многое из написанного "белой публицистикой", потому что даже в исступлении своем Бунин остается великолепным художником. Он сумел передать в дневнике свою боль, свою муку' изгнания. Беспредельная внутренняя честность, чувство собственного достоинства, неспособность пойти на компромисс со своей совестью все это способствовало правдивости изображения действительности: белый террор по силе и жестокости равен красному»56, пишет об «Окаянных днях» И. Бунина исследователь В. Литвинова. Публицистика В. Короленко, М. Горького, И. Бунина по-разному открывает нам страницы истории России 1917-1920гг. Каждый из авторов был гражданином своей страны, поэтому каждый из них страстно желал видеть Россию сильной, процветающей, независимой, богатой духовно. Каждый из них стремился разобраться в царящем хаосе событий, объективно показать негативные стороны жизни лишь для того, чтобы читатели критично и требовательно взглянули па себя, свои недостатки, чтобы появилось желание стать лучше, добрее, чище. Самовыражение личности авторов проявляется как страстный отклик на острейшие проблемы современности. Не случайно эти работы интересны и актуальны в наши дни. Ценность этой публицистики, с нашей точки зрения, проявляется как на содержательном, так и на художественном уровнях. Поскольку эти работы созданы писателями, мастерами художественного слова, то это естественным образом отразилось на текстах: восприятие событий передастся с высоким художественным мастерством. При этом всех авторов сближает предельная искренность, лаконичность и правдивость в изображении действительности. 55 Бунин И.А. Окаянные дни /И.А. Бунин //Проза. М.: Слово, 2000. С.586. 56 Литвинова В.И. Окаянные дни в жизни И.А. Бунина: Метод, рском. по изучению публицистики писателя в школе /В.И. Литвинова. Абакан, 1995. С. 15. Надвременной характер этим произведениям придает обращение к «вечным» проблемам. Специфическое свойство публицистики в том, что она, как правило, волнует читателей, пока остается актуальной затронутая в ней проблема, пока имеют смысл обобщения, выводы автора. Публицистика М. Горького, И. Бунина и В. Короленко спустя почти сто лет нс потеряла своей злободневности: аналитическая мысль авторов была нацелена нс на сиюминутное восприятие, а на долговременное обобщение. Каждый из писателей «устремлен к высоким нравственным, эстетическим и социальным идеалам, относится к происходящему критически, что способствует глубокому постижению действительности»57. Эта публицистика, вернувшись, нс утратила своего значения. На такие, ставшие уже классическими, образцы писательской публицистики ориентируются и современные серьезные авторы, вт.ч. и В. Крупии. §2. Истоки публицистики В. Крупина Публицистическая традиция, историю развития которой интересно было бы проследить на материале русской литературы XX века, в конце XX века переживала несомненный подъем. Мы неслучайно упомянули “Дневник писателя” Ф.М.Достосвского. Опыт подобного издания был возрожден в наше время. В январе 1996 года в московском издательстве “Столица” вышел первый номер продолжающегося издания “Дневник писателя”. В числе авторов выступили известные современные писатели Владимир Крупнн, Вадим Кожинов и публицист Ксения Мяло. Любопытно, что сами участники этого издания осмысливали свою деятельность в русле традиций Ф.М.Достосвского, о чем говорят не только название издания, портрет Ф.М.Достоевского на обложке, но и издательская аннотация, где читаем: “Продолжая традицию Ф.М. Достоевского, известные русские писатели В.Кожннов, В. Крупин и К.Мяло, выступают на страницах первого выпуска “Дневника” в жанре свободной публицистики. Издание уникально тем, что авторам предоставлена полная свобода высказать собственные взгляды и 57Литвинова В.И. Судьба интеллигенции в русской революции. Изучение публицистики М. Горького в школе и вузе: Метод, реком. для учителей лнт-ры и студентов филол. фак-тов /В.И. Литвинова. Абакан, 1996. С. 3. |