Проверяемый текст
Белова Ольга Павловна. Своеобразие художественно-публицистической манеры Владимира Крупина (Диссертация 2004)
[стр. 53]

ГЛАВА 2.
МОДИФИКАЦИИ ЖАНРОВ В ТВОРЧЕСТВЕ В.Н.
КРУПИНА В 80-90-с ГОДЫ XX ВЕКА В современном литературоведении интерес к изучению публицистического аспекта в творчестве писателей проявляется достаточно активно.
Теорией публицистики занимаются В.Здоровега, Е.Журбина, Е.Кройчик, Г.Солганик, М.Стюфляева, В.Ученова и др.
Публицистике И.Шмелева посвящено исследование
Е.Ивченко [246], о публицистике В.Распутина писал И.Панкеев [226], и т.д.
Однако до сих пор ученые не пришли к единому мнению по поводу определения четких границ между «художественностью» в публицистике и «публицистичностью» в художественном творчестве.
Публицистичность проявляется в непосредственном выражении автором собственного мнения по поводу волнующих его проблем в сочетании с индивидуальным способом изложения мыслей, определяющим стиль произведения.
Задача второй главы исследовать своеобразие художественной манеры В.Н.
Крупина; показать взаимопроникновения художественных и публицистических элементов в прозе писателя; выявить жанровые модификации в творче.
К стве; доказать, что особенностью поэтики его художественной прозы является публицистическое начало.
2.1.
Возникновение и развитие публицистических жанров в творчестве В.Н.
Крупина Публицистическая традиция русской литературы в конце XX века переживала несомненный подъем.
Мы не случайно упомянули
в работе «Дневник писателя» Ф.М.
Достоевского.
Опыт подобного издания был возрожден в наше время.
В январе 1996 года в московском издательстве
«Столица» вышел первый номер продолжающегося издания «Дневник писателя».
В числе авторов выступили известные современные писатели Владимир
Крупин, Вадим Кожинов и публицист Ксения Мяло.
Любопытно, что сами участники этого издания осмысливали свою
дея53
[стр. 14]

новы народной жизни нс всегда однозначно реализующаяся, в повестях 90-х гг.
обретает полноту выражения и самостоятельность звучания»34.
Здесь же автор работы отмечает «усложнение жанровой структуры повестей В.
Крупина в 90-е годы за счет внесения в них элементов построения, свойственного произведениям ярко выраженной этической направленности (хожение, поучение, житие)»35.
* * * Актуальность данного исследования.
В нашей работе предпринята попытка изучения проблемы взаимопроникновения и синтеза художественного и публицистического начал в творчестве В.
Крупина, а также рассмотрения публицистичности в поэтике ряда его художественных произведений.
Своеобразная художественная манера, основанная на бессюжетном повествовании, на метких и чрезвычайно колоритных зарисовках характеров и ярких жизненных, общественных ситуаций, на использовании в качестве обобщения острой публицистической, афористически выраженной авторской мысли сформирована у В.
Крупина прежде всего на тяге к православным идеалам.
Однако этой стороной творчества В.
Крупина, к сожалению, до сих пор никто не занимался.
В нашем исследовании мы попытались ликвидировать этот пробел.
Изучая произведения последних лет, мы пришли к выводу о том, что мир прозы этого автора неразрывное, органичное соединение художественного и публицистического начал.
Рост мастерства писателя все более направлен на усиление публицистического эффекта, что обусловлено задачами его творчества.
В современном литературоведении интерес к изучению публицистического аспекта в творчестве
различных авторов-прозаиков проявляется достаточно активно.
Так, например, вопросами публицистики и теории публицистики занимаются В.
Здоровега, Е.
Журбина, Е.
Кройчик,
Е.
Прохоров, Г.
Солганик, М.
Стюфлясва, В.
Ученова и др.
Публицистике И.
Шмелева посвящено исследование
Ивченко Е.Г.36, о публии Федченко Н.Л.
Тенденции жанрово-стилевого развития повести 90-х годов (В.
Крупиц, Л.Бородин, В.Нарбикова): Дис канд.
фклол.
наук /Н.Л.
Федченко.
Армавир, 2000.
С.
25.
,5 Там же.
С.73-74.
>6 Ивченко Е.Г.
Художественные искания И.С.Шмелеаа (публицистический аспект): Дис.
...д-ра филол.
наук /Е.Г.
Ивченко.
М., 1998.


[стр.,30]

Надвременной характер этим произведениям придает обращение к «вечным» проблемам.
Специфическое свойство публицистики в том, что она, как правило, волнует читателей, пока остается актуальной затронутая в ней проблема, пока имеют смысл обобщения, выводы автора.
Публицистика М.
Горького, И.
Бунина и В.
Короленко спустя почти сто лет нс потеряла своей злободневности: аналитическая мысль авторов была нацелена нс на сиюминутное восприятие, а на долговременное обобщение.
Каждый из писателей «устремлен к высоким нравственным, эстетическим и социальным идеалам, относится к происходящему критически, что способствует глубокому постижению действительности»57.
Эта публицистика, вернувшись, нс утратила своего значения.
На такие, ставшие уже классическими, образцы писательской публицистики ориентируются и современные серьезные авторы, вт.ч.
и В.
Крупии.
§2.
Истоки публицистики В.
Крупина Публицистическая традиция, историю развития которой интересно было бы проследить на материале русской литературы XX века, в конце XX века переживала несомненный подъем.
Мы неслучайно упомянули
“Дневник писателя” Ф.М.Достосвского.
Опыт подобного издания был возрожден в наше время.
В январе 1996 года в московском издательстве
“Столица” вышел первый номер продолжающегося издания “Дневник писателя”.
В числе авторов выступили известные современные писатели Владимир
Крупнн, Вадим Кожинов и публицист Ксения Мяло.
Любопытно, что сами участники этого издания осмысливали свою
деятельность в русле традиций Ф.М.Достосвского, о чем говорят не только название издания, портрет Ф.М.Достоевского на обложке, но и издательская аннотация, где читаем: “Продолжая традицию Ф.М.
Достоевского, известные русские писатели В.Кожннов, В.
Крупин и К.Мяло, выступают на страницах первого выпуска “Дневника” в жанре свободной публицистики.
Издание уникально тем, что авторам предоставлена полная свобода высказать собственные взгляды и 57Литвинова В.И.
Судьба интеллигенции в русской революции.
Изучение публицистики М.
Горького в школе и вузе: Метод, реком.
для учителей лнт-ры и студентов филол.
фак-тов /В.И.
Литвинова.
Абакан, 1996.
С.
3.

[Back]