Проверяемый текст
Белова Ольга Павловна. Своеобразие художественно-публицистической манеры Владимира Крупина (Диссертация 2004)
[стр. 56]

«разбросаны» в периодике, в системе (да и то далеко не полностью) они были представлены лишь в сборнике 1982 года «Кольцо забот» [26], и частично в книге «Свет любви» (1990) [55] , где они объединены под общим названием «Мысли по поводу».
В книгу «Свет любви» (1990) вошли романы «Спасение погибших», повести «Живая вода», «От рубля и выше», «Курс молодого бойца» и новые рассказы.
В аннотации
книги мы читаем: «Книга В.Н.
Кру пина живой отклик писателя на текущие события, проблемы сегодняшнего дня».
Это замечание непосредственно относится к разделу
«Мысли но поводу», название которого говорит само за себя.
Каждая из зарисовок этого цикла действительно родилась у автора под впечатлением от какого-либо события или как размышление над ситуацией.
Некоторые очерки, вошедшие в эту книгу, являются доработанными вариантами уже некогда изданных в периодической печати заметок и статей
(«Святыня» [56], «Совет да любовь», «В них наша жизнь», «Не красна изба углами» [59] и некоторые другие).
Что же значит публицистика «в чистом виде» для В.Н.
Крупина? Как воспринимается она читателем? Существует мнение, что писательская публицистика особая публицистика
[226; 133].
Даже когда автор выступает в качестве публициста, его имя интересно прежде всего как писателя.
На восприятии текста статьи, на какую бы тему она ни была написана,
влияет не только имя автора, но и его произведения, его стиль, жизненная позиция.
И уже не только мысли и переживания писателя, но и судьбы его героев видятся за текстом статьи.
Это своеобразный «художественно-публицистический контекст» публицистики.
Писатель-прозаик, как правило, обобщая художественный материал, долгое время вынужден как бы не участвовать в непосредственных событиях, происходивших вокруг него.
В его душе должен созреть, вырасти именно
художе56
[стр. 33]

тобиографичного героя, а ог себя лично.
К сожалению, эти статьи в основном “разбросаны” в периодике, суммарно (да и то далеко не полностью) они были представлены лишь в сборнике 1982 года "Кольцо забот”63 и частично в книге “Свет 0 любви”64 (1990), где они объединены под общим названием “Мысли по поводу”.
Следует сразу оговориться, что вся публицистика В.
Крупина, к сожалению, пока нс поддается никакому сколько-нибудь реальному учету.
В нашей диссертации мы используем большой по объему, но все же не весь публицистический материал В.
Крупина.
* В книгу “Свет любви”(1990) вошли роман “Спасение погибших”, повести “Живая вода”, “От рубля и выше”, “Курс молодого бойца” и новые рассказы.
В аннотации
же книги мы читаем: “Книга В.
Крупина живой отклик писателя на текущие события, проблемы сегодняшнего дня”.
Это замечание непосредственно относится к разделу
“Мысли по поводу”, название которого говорит само за себя.
Каждая из зарисовок этого цикла действительно родилась у автора под впечатлением от какого-либо события или как размышление над ситуацией.
Некоторые очерки, вошедшие в эту книгу, являются доработанными вариантами уже некогда изданных в периодической печати заметок и статей
(“Святыня”65, “Совет да любовь”, “В них наша жизнь”, “Не красна изба углами”66 и некоторые другие).
Более подробно • об этих и других публицистических работах В.
Крупина, об отличиях первоначальных газетных вариантов от последующих книжных мы будем говорить в следующем параграфе настоящего исследования.
Что же значит публицистика “в чистом виде” для Крупина? Как воспринимается она читателем? Существует мнение, что писательская публицистика особая публицистика67.
Даже когда автор выступает в качестве публициста, его имя интересно прежде всего как писателя.
На восприятии текста статьи, на какую бы тему она ни была написана,
сказываются не только имя автора, но и его произведения, его стиль, его жизненная 63 Круто* В.Н.
Кольцо забот /В.
Крупны.
М.: Молодая гвардия, 1982.
64 Крупин В.Н.
Свет любви /В.
Крупны.
М.: Современник, 1990.
® 65 Крупип В.Н.
Святыня /В.
Крупны //Правда.
1986.
30 ыояб.
С.З.
66 Крупиц В.Н.
Совет да любовь.
В них наша жизнь.
Нс красна изба углами: Полемические заметки писателя о семье/В.
Крупны//Сов.
Россия.
1981.-10-12 апр.
67 Панкеев И.А.
Валентны Распутны: по страницам произведения /И.А.
Панкеев.
М.: Просвещение, 1990.
С.133.
33

[стр.,34]

позиция, наконец.
И уже не только мысли и переживания писателя, но и судьбы его героев видятся за текстом статьи.
Это своеобразный «художественнопублицистический контекст» публицистики.
Писатель-прозаик, как правило, обобщая художественный материал, долгое время вынужден как бы не участвовать в непосредственных событиях, происходивших вокруг него.
В его душе должен созреть, вырасти именно
художественный образ.
Проходят годы, прежде чем появится роман или даже повесть.
И тогда художник, желая высказаться по поводу волнующих его конкретных вопросов, должен обращаться не к художественным, а к публицистическим жанрам.
Таково происхождение писательской публицистики.
В критике часто отмечается, что писательская публицистика — это зачастую вынужденная публицистика, которая появляется как реакция писателя на происходящее вокруг, как невозможность молчать, мириться, оставаться равнодушным.
Сами писатели также подтверждают это мнение.
Хочется привести цитату' из книги, посвященной В.
Распутину: “Мне кажется, прав Валентин Курбатов, заметивший в своих размышлениях над главами из книги В.
Распутина “Сибирь, Сибирь...”: “Русский писатель однажды, каждый в разном возрасте, неизбежно чувствует недостаточность одного художественного служения и, как Гоголь, пишет “Выбранные места из переписки с друзьями” или “Размышления о Божественной литургии”; как Толстой, учит детей и слагает “Азбуку”; как Чехов, едет на Сахалин или, как Горький, обнародует “Несвоевременные мысли”.
При этом современники дружно корят писателей за забвение своего прямого дела и зовут одуматься...
Но самому-то писателю что прикажете делать, когда реальность вокруг теряет внутренние скрепы и трещина первой отзывается в его душе?”68 Сам Валентин Распутин, например, так объясняет свое обращение к публицистике: “Публицистичность в прозе не планируется.
Художник пишет, идя от материала и целей, а также от степени своего страдания, любви или нетерпимости к тем или иным явлениям”, и искренне удивляется: “Если публицистичности требует жизнь, что же здесь плохого?”69 61 ПанкссвИ.А.
Валенти Распутин: по страницам произведения /И.А.
Панкеев.
М.: Просвещение, 1990.
С.134.
69 Там же.
С.
137.

[Back]