А.И.Солжсницына и цикл В.Н Кру пина «Крупинки»), многочисленные рассказы, очерки, эссе, статьи... Оба писателя обращались к одним и тем же темам: так, например, тема праведничества, биографические мотивы встречаются у А.И. Солженицына в рассказе «Матренин двор», у В.Н. Крупина в повести «Великорецкая купель». Рассказ «Пасхальный крестный ход» А.И. Солженицына перекликается с более поздним почти одноименным произведением В.Н. Крупина «Крестный ход». Крестный ход А.И. Солженицына (1966) это «крестный ход без молящихся! Крестный ход без крестящихся! Крестный ход в шапках, с папиросами, с транзисторами на груди» [69]. Крестный ходу В.Н. Крупина(1990) «это непрерывная соборная молитва. <...> Крестный ход это наступление на нечистую силу, это язвы дьявольскому воинству, поражение и посрамление сатаны. <...> Эти молитвы на многие версты как пеленой целительной укрывают нашу родину» [29]. Выбор названия повести «Крестный ход» В.Н. Крупина, скорее всего, не случаен, он несет в себе своеобразный знак традиции. М.М. Бахтин писал: «Два сопоставленных чужих высказывания, не знающих ничего друг о друге, если только они хоть краешком касаются одной и той же темы (мысли), неизбежно вступают друг с другом в диалогические отношения. Они соприкасаются друг с другом на территории общей темы, общей мысли» [83]. Это замечание относится и к использованию писателями одноименных (или почти одинаковых) названий. Такой прием В.Н. Крупина дает возможность читателю соотнести его повесть с рассказом А.И. Солженицына, сопоставить точки зрения авторов на это явление и сравнить, как изменилась ситуация за последние годы. Обращение к историческим документам, фактам, научным исследованиям, воспоминания очевидцев и использование их (в качестве внехудожественных элементов) в произведениях А.И. Солженицына объясняется задачей автора свидетельствовать о русской истории XX века, понять се и разобраться во 64 |
Очень много мнений в теории публицистики высказано о допустимых границах присутствия художественной образности в публицистике и, наоборот, публицистичности в мире художественной литературы. Само же понятие «публицистичности» 9 теоретиками трактуется достаточно неопределенно: «Публицистичность такое свойство художественного произведения, научного сочинения, исторического трактата, записок мемуариста, политического документа, которое проявляется с содержательной стороны как вторжение в текст суждений о соотносимых с темой явлениях и • проблемах современности, ее событий и персонажей, когда в произведениях звучит голос современности, прочитывается “злоба дня”, ставятся и решаются вопросы, волнующие общественное мнение. Публицистичность проявляется как вторжение “духа времени”, как открытость автора произведения для вопросов дня»191. Публицистичность как элемент художественности входит в контекст всего литературного процесса 80-90-х гг. XX в. Если в творчестве В. Крупина (что будет доказано далее) публицистичность связана с идейной направленностью автора (идея привести читателей к церкви), то, например, в творчестве Л. Солженицына публицистичность определяется основной и важнейшей задачей автора быть свидетелем и летописцем истории России. • Следует заметить, что оба писателя работали в близких жанрах: жанр художественно-публицистической автобиографии (дневниковые записи «Родные половицы», а также автобиографическая повесть «Прости, прощай...» В. Крупина и «Бодался теленок с дубом» Л. Солженицына); жанр миниатюры, а по мнению некоторых исследователей стихотворения в прозе («Крохотки» Л. Солженицына и цикл В. Крупина «Крупинки»), многочисленные рассказы, очерки, эссе, статьи... Оба писателя обращались к одним и тем же темам: так, например, тема праведничества, агиографические мотивы встречаются у Л. Солженицына в рассказе «Матренин двор», у В. Крупина в повести «Великорецкая купель». Рассказ «Пасхальный крестный ход» А. Солженицына перекликается с более поздним почти одноименным 1,1 Прохоров Е. Искусство публицистики /Е.П. Прохоров. М.: Советский писатель, 1984. С.51. Определение публицистичности можно найти также, например, у Здоровеги В.Н. (Здоровсга В.Н. Мнстецтво публ1циста /В.Н.Здоровсга. Кшв: Радяньский письменннк, 1966, С.93) или у Бочарова А.Г. (Бочаров А.Г. Существует такое качество публицистичность /А.Г. Бочаров //Вопросы литературы. 1958. №10. С. 36) и др. 66 произведением В. Крупииа «Крестный ход». Крестный ход Солженицына (1966г.) это «крестный ход без молящихся! Крестный ход без крестящихся! Крестный ход в шапках, с папиросами, с транзисторами на груди»192 * 194. Крестный ход у В. Крупииа (1990-е гг.) «это непрерывная соборная молитва. <...> Крестный ход это наступление на нечистую силу, это язвы дьявольскому воинству, поражение и посрамление сатаны. <...>Эти молитвы на многие версты как пеленой целительной укрывают на193 шу родину» . Выбор названия для повести В. Крупяным, скорее всего, не случаен, он несет в себе своеобразный знак традиции. М. Бахтин писал: «Два сопоставленных чужих высказывания, не знающих ничего друг о друге, если только они хоть краешком касаются одной и той же темы (мысли), неизбежно вступают друг с другом в диалогические отношения. Они соприкасаются друг с другом на территории общей темы, общей 194 т т мысли» . На наш взгляд, это замечание относится и к использованию писателями одноименных (или почти одинаковых) названий. Такой прием В. Крупииа даст возможность читателю соотнести его повесть с рассказом А. Солженицына, сопоставить точки зрения авторов на это явление и сравнить, как изменилась ситуация за последние годы. Говоря о Солженицыне, нужно сказать, что он, пожалуй, занимает особое место в современном публицистическом мире все его творчество буквально «пронизано» публицистическим пафосом. Это касается не только собственно публицистических работ (выступлений, статей, лекций, интервью, публикаций в прессе), но и художественно-публицистической автобиографии «Бодался теленок с дубом», историкодокументального романа «Красное колесо» (жанр которого сам автор определил как «повествование в отмеренных сроках»), таких работ, как «Архипелаг ГУЛаг», «Раковый корпус», «В круге первом». Не стали исключением и собственно художественные произведения: рассказы («Один день Ивана Денисовича», «Матренин двор», «Правая кисть», «Случай на станции Кочетовка», «Для пользы дела», «Захар-Калита», «Пас192 Солженицын А. Пасхальный крестный ход/А.И. Солженицын. М.: ИНКОМ НВ, 1991.-С.284. ,9* Крупин В. Крестный ход: Повесть /В. Крулин. Самара: Самарск. отделен. Литфонда России, 1999. С.39. 194 Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества /М.М. Бахтин. М., 1986. С.310. хальный крестный ход»)\ двучастные рассказы {«На краях», «Эго», «Абрикосовое варенье») и стихотворения в прозе (цикл «Крохоткил>),9$. Обращение к историческим документам, фактам, научным исследованиям, воспоминаниям очевидцев и использование их (в качестве внехудожественных элементов) в своих произведениях объясняется задачей автора свидетельствовать о русской истории XX века, понять се и разобраться во всех ее противоречиях. Объяснение этой задачи сам Солженицын даст, указывая на роль Божьего Промысла в его судьбе: «При моей безнадежно запущенной остро-злокачественной опухоли это (выздоровление. О.Б.) было Божье чудо, я никак иначе не понимал. Вся возвращенная 196 мне жизнь с тех пор не моя в полном смысле, она имеет вложенную цель» Действительно, чтобы выполнить самую важную цель своей жизни рассказать о страданиях миллионов людей на войне и в лагерях нужен был новый подход к литературе, к слову. Традиционный «художественный образ» не мог нести в себе настолько масштабное по замыслу содержание, поэтому Л. Солженицын обращается к помощи публицистики. Кроме того, в истории страны в целом и в истории судьбы отдельного человека писателя более всего привлекает духовное содержание. Этот момент сближает мировоззренческие позиции Л. Солженицына и В. Крупина. В этой связи необходимо упомянуть нс менее необычную по жанру и не менее значительную по замыслу и содержанию книгу' В. Чивилихина «Память». В романсэссе автор выступает страстным защитником великой истории и великой культуры России, духовного богатства русского народа. "...Давно ушедшие люди с их страстями, помыслами и поступками, движения и подвижения народов, царства и кумиры, великие труды миллионов, моря их крови и слез, разрушающее и созидательное, пестрые факты, широкие обобщения, разноречивые выводы в этой бездне минувшего 1,5 Анализу творчества А. Солженицына посвящено немало работ: Нива Ж. Солженицын /Ж. Нива. М.: Худож. лит., 1992; Литвинова В.И. «Жить нс по лжи»: Метод, рекомендации по изучению тв-ва Л. Солженицына /В.И. Литвинова. Абакан, 1997; Чалмаео В.А. Александр Солженицын: жизнь и творчество /В.А. Чалмаев. М.: Просвещение, 1994; Лакшин В. Пути журнальные /В. Лакшин. М., 1990; Пищулипа 0.11. Публицистические аспекты творчества А. Солженицына /О.И. Пищулина //Тверской Солженииынский сборник: к 80-лстию классика русской литературы. Тверь: Изд-во ТвГУ, 1998. С.28-39 и др. т Солженицын А. Бодался теленок с дубом (Очерки литературной жизни) /А.И. Солженицын //Новый мир. 1991. — >66. |