Проверяемый текст
Белова Ольга Павловна. Своеобразие художественно-публицистической манеры Владимира Крупина (Диссертация 2004)
[стр. 67]

всех ее противоречиях.
Объяснение этой задачи сам
автор дает, указывая на роль Божьего Промысла в его судьбе: «При моей безнадежно запущенной остро-злокачественной опухоли это (выздоровление) было Божье чудо, я никак иначе не понимал.
Вся возвращенная
мне жизнь с тех пор не моя в полном смысле, она имеет вложенную цель» [241].
Как отмечает исследователь О.В.
Белова, «чтобы выполнить самую важную цель своей жизни рассказать о страданиях миллионов людей на войне и в лагерях нужен был новый подход к литературе, к слову.
Традиционный «художественный образ» не мог нести в себе настолько масштабное по замыслу содержание, поэтому
А.И.
Солженицын обращается к помощи журналистики.
Кроме того, в истории страны в целом и в истории судьбы отдельного человека писателя более всего привлекает духовное содержание.
Этот момент сближает мировоззренческие позиции
А.И.
Солженицына и В.Н.
Крупина» [88; 68].
Таким образом, отдельные произведения данных авторов могут служит примером органичного сочетания художественного и публицистического начал, примером создания писателями новых жанров.
В теории публицистики выделяют и другие синтетические жанры, например, рассказ-очерк,
повесть-эссе, роман-эссе, письморассказ, статью-воззвание и многие другие.
Проблема взаимопроникновения публицистики и художественной прозы кроется, на наш взгляд, и в различии подходов автора к написанию прозы и публицистики, в различии типов повествования.
Так, например, публицистика может родиться на основе осмысления и обобщения автором жизненного опыта, и при этом в связи с невозможностью (или неуместностью) полно и подробно высказаться в художественной прозе по поводу волнующего вопроса.
В этой ситуации сначала герой художественного произведения обращается к той или иной проблеме
(создается некий образ), а затем с большей остротой и пафосом писатель рассматривает ее в своей публицистике.
В.Н.
Крупину свойственен такой путь создания публицистики.
Так,
65
[стр. 68]

хальный крестный ход»)\ двучастные рассказы {«На краях», «Эго», «Абрикосовое варенье») и стихотворения в прозе (цикл «Крохоткил>),9$.
Обращение к историческим документам, фактам, научным исследованиям, воспоминаниям очевидцев и использование их (в качестве внехудожественных элементов) в своих произведениях объясняется задачей автора свидетельствовать о русской истории XX века, понять се и разобраться во всех ее противоречиях.
Объяснение этой задачи сам
Солженицын даст, указывая на роль Божьего Промысла в его судьбе: «При моей безнадежно запущенной остро-злокачественной опухоли это (выздоровление.
О.Б.) было Божье чудо, я никак иначе не понимал.
Вся возвращенная
196 мне жизнь с тех пор не моя в полном смысле, она имеет вложенную цель» Действительно, чтобы выполнить самую важную цель своей жизни рассказать о страданиях миллионов людей на войне и в лагерях нужен был новый подход к литературе, к слову.
Традиционный «художественный образ» не мог нести в себе настолько масштабное по замыслу содержание, поэтому
Л.
Солженицын обращается к помощи публицистики.
Кроме того, в истории страны в целом и в истории судьбы отдельного человека писателя более всего привлекает духовное содержание.
Этот момент сближает мировоззренческие позиции
Л.
Солженицына и В.
Крупина.
В этой связи необходимо упомянуть нс менее необычную по жанру и не менее значительную по замыслу и содержанию книгу' В.
Чивилихина «Память».
В романсэссе автор выступает страстным защитником великой истории и великой культуры России, духовного богатства русского народа.
"...Давно ушедшие люди с их страстями, помыслами и поступками, движения и подвижения народов, царства и кумиры, великие труды миллионов, моря их крови и слез, разрушающее и созидательное, пестрые факты, широкие обобщения, разноречивые выводы в этой бездне минувшего 1,5 Анализу творчества А.
Солженицына посвящено немало работ: Нива Ж.
Солженицын /Ж.
Нива.
М.: Худож.
лит., 1992; Литвинова В.И.
«Жить нс по лжи»: Метод, рекомендации по изучению тв-ва Л.
Солженицына /В.И.
Литвинова.
Абакан, 1997; Чалмаео В.А.
Александр Солженицын: жизнь и творчество /В.А.
Чалмаев.
М.: Просвещение, 1994; Лакшин В.
Пути журнальные /В.
Лакшин.
М., 1990; Пищулипа 0.11.
Публицистические аспекты творчества А.
Солженицына /О.И.
Пищулина //Тверской Солженииынский сборник: к 80-лстию классика русской литературы.
Тверь: Изд-во ТвГУ, 1998.
С.28-39 и др.
т Солженицын А.
Бодался теленок с дубом (Очерки литературной жизни) /А.И.
Солженицын //Новый мир.
1991.
— >66.


[стр.,70]

стыо пишет В.Чивилихин о самых простых русских людях, подлинных патриотах Родины, внесших весомый вклад в науку и культуру России.
Таким образом, отдельные произведения В.
Крупина, А.
Солженицына, В.Чивилихина (а также некоторых других авторов) могут быть примером органичного сочетания художественного и публицистического начал, примером создания авторами новых жанров.
Кроме упомянутого выше романа-эссе в теории публицистики выделяют и другие синтетические жанры, например, рассказ-очерк, иовссть-эссс, письмо-рассказ, статью-воззвание и многие другие.
* * * Проблема взаимопроникновения публицистики и художественной прозы кроется, на наш взгляд, и в различии подходов автора к написанию прозы и публицистики, в различии типов повествования.
Так, например, публицистика может родиться на основе осмысления и обобщения автором жизненного опыта, и при этом в связи с невозможностью (или неуместностью) полно и подробно высказаться в художественной прозе по поводу волнующего вопроса.
В этой ситуации сначала герой художественного произведения обращается к той или иной проблеме
(создастся некий образ), а затем с большей остротой и пафосом писатель рассматривает ее в своей публицистике.
Владимиру Крупицу свойственен такой путь создания публицистики.
Так,
например, в его «Вятской тетради» встречается история матушки Серафимы, настоятельницы старообрядческой общины.
Перед своей смертью матушка (по обычаю староверов) закопала в неизвестном месте древние иконы, чтобы их не смогли передать в музей, где «за деньги бы их смотрели, иыощие да курящие, да стриженные девки в штанах»199.
История правдивая, но нет здесь авторского комментария, нет отношения самого писателя к ситуации, а только яркий образ сильной женщины предстает перед нами.
Но эта история дала толчок к осмыслению В.
Крупиным проблемы: а место ли иконам в музеях? Размышлениями по этому поводу автор неоднократно делился с читателями в своей публицистике: «Икона нс картина.
И это надо повторять и повторять, пока Крупиц В.
Вятская тетрадь/В.
Крупин //Избранное: В 2 т.
-М.: Молодая гвардия, 1991.
Т.2.
С.
211.

[Back]