Проверяемый текст
Белова Ольга Павловна. Своеобразие художественно-публицистической манеры Владимира Крупина (Диссертация 2004)
[стр. 69]

ственную взаимосвязь временных и пространственных отношений, художественно освоенных в литеразуре» [83; 234], выделил фольклорное начало хронотопа дороги: «Выход из родного дома с возвращением на родину обычно обозначает возрастные этапы жизни» [83; 271].
«Давно и навсегда полюбив село Великорецкое, я приезжал в него в разное время года и, конечно, пятого июня, в самый день обретения иконы, выкупаться в Великой и постоять на молебне.
Но приезжал, а не приходил, вот в чем огромная разница.
А приезжать не считается, надо идти ноженьками" [29; 59].
По мысли М.М.
Бахтина, выход из родного дома и возвращение доказательство духовного взросления героев.
Путь крестного хода у православных это путь созидания души.
Путь молитвы и
просьбы об отпущении грехов.
Сам В.Н.
Крупны определил жанр этого произведения как «дорожная повесть».
Однако нетрудно заметить в повести влияние публицистических жанров репортажа, путевого очерка, интервью, беседы,
а также дневника.
Публицистическое начало в этом произведении очень сильно.

Авторповествователь участник крестного хода, через его восприятие читатели знакомятся с другими героями, событиями каждого дня пути.
Повествование построено на ассоциативных связях, на воспоминаниях, на осмыслении фактов жизни, на портретных характеристиках героев.
Текст включает в себя множество авторских размышлений, наблюдений, цитат (молитв, песнопений, Евангелия).

«Болим завистию, гордостью, надменностью, превозношением...
Болим чревоизлишеством, многоядением, сластолюбием, исцели ны, о святый Пантелеймоне.
Болят наши ноги нежеланием поспешно идти в храм Господень...» [29; 78].
Главным средством характеристики героев повести является не психологический портрет, не поступки и действия, связанные с ситуацией нравственного выбора, а выразительные средства публицистического стиля: повествование от первого лица («Вятская земля, сыном которой я являюсь, очень богомольна.
Это отмечают все ее исследователи и историки.
По свидетельству этнографа 67
[стр. 71]

простейшая эта истина нс дойдет до последнего чиновника системы Министерства 200 культуры» .
Интересна история создания повести «Крестный ход», которую смело можно назвать дневником Великорецкого крестного хода.
Сам В.
Крупин в предисловии писал, что эта повесть «искупление вины перед теми, кого я описывал в повести «Великорецкая купель», описывал не как участник крестного хода, а как его зритель.
Л это не одно и то же — пройти с молитвенниками их путь или же, сидя в холодочке, расспрашивать их о пережитом»200 201.
Действительно, повесть «Великорецкая купель» завершается описанием крестного хода на реку Великую, участниками которого являются главные герои повести Николай Иванович Чудинов, Катя Липатникова и другие.
Это они идут к святыне, это они поют акафисты и молитвы, это они, встретив на своем пути сопротивление представителей власти Шлемкина и милицию, вплавь и вброд перебираются через реку Великую.
Автор-повествователь здесь остается за кадром, но его комментарий в финале повести несет в себе масштабное по силе обобщение: «Л было это позорище для одних и подвиг для других.
Было это на святой Руси, в вятской земле в год тысячелетия принятия христианства на русской земле.
Господи, прости нас, грешных! Надеющиеся на Тебя да не погибнем! Да, мы рабы, но только твои, господи.
Аминь!»202 Тему Великорецкого крестного хода продолжила повесть «Крестный ход» (1993г.).
В этой повести центральным становится хронотоп дороги, а вернее, хронотоп пути, позволяющий выделить систему оценок автора.
М.
Бахтин, определяя хронотоп как «существенную взаимосвязь временных и пространственных отношений, художественно освоенных в литературе»,203 выделял фольклорное начало хронотопа дороги: «Выход из родного дома с возвращением на родину обычно обозначает возрастные этапы жизни»204.
Применительно к данной повести можно сказать, что 200 Крупин В.Н.
Осада /Б.
Крупин //Дневник писателя.
1996.
февраль.
М.: Столица.
С.30.; Экспонаты и святыни /В.
Крупин //Вера.
Сыктывкар.
2001.
Дек.
Вып.
1.
№401 и др.
201 Крупин В.
Крестный ход: Повесть /В.
Крупин.
Самара: Самарск.
отделен.
Литфонда России, 1999.
*02 Крупин В.Н.
Великорецкая купель/В.
Крупин//Избранное: В 2-х т.
М.: Молодая гвардия, 1991.
Т.2.
С.558.
201 Бахтин М.
Вопросы литературы и эстетики.
Исследования разных лст/М.
Бахтин.
М., 1975.
С.234.
204 Там же.-С.271.


[стр.,72]

выход из родного дома и возвращение, скорее, говорят о духовном взрослении героев.
Путь крестного хода у православных это путь созидания души, путь молитвы и
прошения об отпущении грехов.
Сам В.
Крупии определил жанр этого произведения как «дорожная повесть».
Однако нетрудно заметить в повести влияние публицистических жанров репортажа, путевого очерка, интервью, беседы
и, конечно же, дневника.
Публицистическое начало в этом произведении очень сильно.

Авторповсствователь участник крестного хода, через его восприятие читатели знакомятся с другими героями, с событиями каждого дня пути.
Он рассказывает, как ведут себя паломники, какие деревни прошли, как встретили их местные жители и т.д.
Повествование построено на ассоциативных связях, на воспоминаниях, на осмыслении фактов жизни, на портретных характеристиках героев.
Текст включает в себя множество авторских размышлений, наблюдений, цитат (молитв, песнопений, Евангелия).

Автор постоянно обращается к читателю, ведет с ним диалог, делится воспоминаниями, переживаниями.
Эпичность повествования достигается за счет максимального приближения к реальной жизни, а эмоциональный фон повествования определяется душевным настроем рассказчика.
О публицистическом начале повести говорит и тот факт, что здесь нет «чистого» вымысла.
История крестного хода строго фактологична.
Характеризуя или описывая чувства участников хода, автор не додумывает их за своих героев, а лишь корректно предполагает.
Здесь В.
Крупии следует закону документального очерка: «...вымысел в документальном очерке допустим только в том случае, если он полностью подчинен, с одной стороны, реально описываемому событию или процессу, а с другой факту, из которого порождаются причинно-следственные связи.
Автор, исходя из этих положений, может домысливать лишь только то, что может, по его предположению, вытекать из логики развития ситуации»205.
Со времени написания этой повести писатель неоднократно был участником Вслнкорецкого крестного хода, поэтому он еще нс раз обращался к данной теме в пуб205 Кии М.Н.
Тех Нол опт создания журналистского произведения /М.Н.
Ким.
СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2001.-С.
106.

[Back]