Проверяемый текст
Белова Ольга Павловна. Своеобразие художественно-публицистической манеры Владимира Крупина (Диссертация 2004)
[стр. 71]

связи.
Автор, исходя из этих положений, допускает домысливать лишь только то, что может, по его предположению, вытекать из логики развития ситуации» [178; 106].
Со времени написания этой повести писатель неоднократно был участником
Великорецкого крестного хода и еще не раз обращался к данной теме.
В публицистике, посвященной Великорецкому крестному ходу, автор ведет прямой, открытый диалог с читателями.

Он сам ставит вопросы, которые волнуют многих людей: «Ради чего же так мучаются люди? Ради чего некоторые старики и старухи ходят уже по пятьдесят-шестьдесят лет? Почему деточки, у которых заплетаются ножки, которые вязнут среди глинистых кочек, на следующий год будут реветь, если мама скажет: «Нынче не ходи».
Писатель сам же объясняет «Главное мы идем к своим святыням, мы созидаем свою душу, мы отмаливаем свои грехи, становимся лучше, и уж, дай Бог, наши молитвы о России, за Россию доходят до престола Господня!» [29; 75].
Масштабность Крестного хода, его величие В.И.
Кру пин подчеркивает не только
600-летней историей, но и тем, что Великорецкий крестный ход становится общероссийским.
Взаимопроникновение публицистики и художественной прозы может выражаться и в другом типе повествования.
Так, проблема, поднятая писателем на страницах печати, в публицистических работах
приобретает новое рождение, раскрытие и обобщение в художественной прозе.
То есть в публицистике намечаются те образы, которые потом составят основу художественного произведения.
Интересна в этом смысле история написания повести В.Н.
Крупина «Сороковой день» (1982).

Жанр произведения оригинален: повесть в письмах.
Но
активное авторское начало, взволнованность, передача документального материала (хотя и таким оригинальным способом через эпистолярную форму) дают 69
[стр. 72]

выход из родного дома и возвращение, скорее, говорят о духовном взрослении героев.
Путь крестного хода у православных это путь созидания души, путь молитвы и прошения об отпущении грехов.
Сам В.
Крупии определил жанр этого произведения как «дорожная повесть».
Однако нетрудно заметить в повести влияние публицистических жанров репортажа, путевого очерка, интервью, беседы и, конечно же, дневника.
Публицистическое начало в этом произведении очень сильно.
Авторповсствователь участник крестного хода, через его восприятие читатели знакомятся с другими героями, с событиями каждого дня пути.
Он рассказывает, как ведут себя паломники, какие деревни прошли, как встретили их местные жители и т.д.
Повествование построено на ассоциативных связях, на воспоминаниях, на осмыслении фактов жизни, на портретных характеристиках героев.
Текст включает в себя множество авторских размышлений, наблюдений, цитат (молитв, песнопений, Евангелия).
Автор постоянно обращается к читателю, ведет с ним диалог, делится воспоминаниями, переживаниями.
Эпичность повествования достигается за счет максимального приближения к реальной жизни, а эмоциональный фон повествования определяется душевным настроем рассказчика.
О публицистическом начале повести говорит и тот факт, что здесь нет «чистого» вымысла.
История крестного хода строго фактологична.
Характеризуя или описывая чувства участников хода, автор не додумывает их за своих героев, а лишь корректно предполагает.
Здесь В.
Крупии следует закону документального очерка: «...вымысел в документальном очерке допустим только в том случае, если он полностью подчинен, с одной стороны, реально описываемому событию или процессу, а с другой факту, из которого порождаются причинно-следственные связи.
Автор, исходя из этих положений, может домысливать лишь только то, что может, по его предположению, вытекать из логики развития ситуации»205.
Со времени написания этой повести писатель неоднократно был участником
Вслнкорецкого крестного хода, поэтому он еще нс раз обращался к данной теме в пуб205 Кии М.Н.
Тех Нол опт создания журналистского произведения /М.Н.
Ким.
СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2001.-С.
106.


[стр.,73]

лицистикс206.
И уже из этих работ читатель узнал о том, что прототипом Николая Ивановича Чудинова был паломник-проводник Прокопий Иванович.
Это, по словам В.
Крупина, человек-легенда для Вятской земли.
Узнаются и другие герои повести • «Великорецкая купель» например, Маргаритушка.
В публицистике, посвященной Великорецкому крестному ходу, автор ведет прямой, открытый диалог с читателями,
в т.ч.
оппонентами.
Он сам озвучивает вопросы, которые волнуют многих: «Ради чего же так мучаются люди? Ради чего неко• торые старики и старухи ходят уже по пятьдесят-шестьдесят лет? Почему деточки, у которых заплетаются ножки, которые вязнут среди глинистых кочек, на следующий год будут реветь, если мама скажет: "Нынче не ходи"207.
И сам же объясняет: «Главное мы идем к своим святыням, мы созидаем свою душу, мы отмаливаем свои грехи, становимся лучше, и уж, дай Бог, наши молитвы о России, за Россию доходят до престола Господня!»208 Масштабность Крестного хода, его величие В.
Крупин подчеркивает не только
600-лстней историей, но и тем, что Всликорсцкий крестный ход становится общероссийским.
* * *
® Взаимопроникновение публицистики и художественной прозы может выражаться и в другом типе повествования.
Так, проблема, поднятая писателем на страницах печати, в публицистических работах
может обрести новое рождение, раскрытие и обобщение в художественной прозе.
Т.е.
в публицистике намечаются те образы, которые потом составят основу
художественному произведению.
Интересна в этом смысле история написания повести В.
Крупина «Сороковой день» (1982г.).

Говоря об этой повести, следует сразу отметить яркое проявление в ней публицистического начала.
Жанр произведения оригинален: повесть в письмах.
Но
ак:0° Крупин В.
Великое на Великой /В.
Крупин //Вятка-на-сети.
[Электронный ресурс] Доступ: Ьпр:^цл\-\у.псгк»гоу.ги'с»1у1н&югу.Ъо<>: Крупин В.
Крестный ход /В.
Крупин //Партнер-регион, 2000, Март.
С.
30-31; • Крупин В.
Крестный ход: Вятская область Богом хранимая земля /В.
Крупин //Русский дом.
2001.
№8; Крупин В.
Вятская Пасха/В.
Крупин//Всра.-Сыктъ18кар.-2001.-Июлк.-Вып.2.-№391 идр.
101 Крупин В.
Великое на Великой /В.
Крупин // Вятка-на-сети.
[Электронный ресурс] Доступ: Ы1р:Ауцулпс>.к1гоу.ги /сйу/Ыйогу'Ьо<1.
ш Тамже.
73

[стр.,74]

тивное авторское начало, взволнованность, передача документального материала (хотя и таким оригинальным способом, через эпистолярную форму) дают нам право ЛДЛ обозначить влияние жанра очерка (сам автор отмечает: «Все срываюсь на очерк» ).
• Для повести характерно бесфабульное повествование: мысль автора обращается к различным фактам и событиям действительности, зачастую между собой не связанным.
Эпистолярная форма создаст атмосферу доверия и искреннего диалога.
Л.11.Скаковская отмечала, что писатель «берет от данной формы то, что способствует • решению художественной задачи.
Но...
В.
Крупин нарушает привычную, традиционную эпистолярную форму.
Жанровая особенность подчинена не стремлению конкретного персонажа поведать о личной драме («Бог не дал таланта, вот в чем дело...»), крахе своих убеждений», а стремлению автора «выразить свое отношение ко времени и обществу»209 210 211 212.
В этом автору помогает особая форма повествования от липа героя, журналиста, который в письмах к жене рассказывает о своей работе, своей жизни, своих мыслях и переживаниях.
Герой-журналист отнюдь не тождественен автору, но есть в этом образе автобиографичные черты.
Поэтому многие проблемы, затрагиваемые в повести, перекликаются с предшествующей повести, а также последующей публицистикой самого В.
Крупина: Почему родные люди мучают сильнее любых чужих? Вынуждены жить вместе?2'1 (эти вопросы рассматривались в многочисленных очерках о семье и семейных отношениях); Битва за урожай.
<...> Кого бы ни встречал из начальства в районе, области, все в один голос: без школьников бы пропали.
Именно без школьников бы.
Они местные вот в чем дело.
Приезжие погоду пинают, чего им212 (о трудностях деревни В.
Крупин писал много, особенно во времена работы спец.-корром районной газеты); 209 Крупин В.
Сороковой день: повесть в письмах /В.
Крупин //Избранное: В 2-х т.
М.: Молодая гвардия, 1991.-Т.1.-С.311.
210 Скаковская Л.Н.
Проза В.
Крупина (проблематика и поэтика): Дис....
канд.
филол.
наук/Л.Н.
Скаковская Тверь, 1994.-С.
37.
211 Крупин В.
Сороковой день: повесть в письмах /В.
Крупин //Избранное: В 2-х т.
М.: Молодая гвардия, 1991.-Т.1.-С.
306.
212 Там же.
С.
309.
74

[Back]