Взаимопроникновение публицистики и художественной прозы в творчестве В.Н. Крупина наблюдается в дальнейшем развитии одних и тех же сюжетов. Так, например, намеченный несколькими штрихами эпизод из повести «От рубля и выше...» обрел свое новое рождение в миниатюре «Дежурная» из цикла «Крупинки» (который, в свою очередь, был незначительно переработан автором и опубликован в рубрике «Дневник писателя» Христианской газеты Русского Севера «Вера» под названием «О доверии»). Эпизод о том, как в одном из музеев г. Великий Устюг дежурная старушка попросила посетителя покараулить музейные ценности, пока она сбегает в магазин за дефицитным продуктом. В повести «От рубля и выше...» главный герой с восхищением рассказывает: «И вот я остался один. Солнце в окна, икон много, позолота горит,...это же Великий Устюг, значит чернение по серебру, шкатулки и посуда редчайшие, счет на миллионы! И опятьтаки ты не пойми, что я о богатстве, плевать на него, я о доверии» [42; 396]. В очерке «О доверии» автор рассказывает это случай более подробно, обрамляя его в авторский комментарий. С самого начала автор заявляет проблему: «3 апреля наш Президент выступил с ежегодным посланием к депутатам Федерального Собрания и народу России. <...> Говорилось и о будущем: что надо крепить народное доверие к государству, без этого, мол, не будет стабильности и дальнейшего роста». Писателю больно слышать о «насаждении» доверия сверху, тем более что народ-то в России всегда доверчивый. В качестве противопоставления признакам современной демократии (жадность, ложь, воровство, злоба, непрерывный страх быть обворованным и убитым...) душевных качеств «прежних русских» (доброта и доверчивость) вспоминается автору история, как нельзя лучше иллюстрирующая русское доверие: «В подтверждении я расскажу случай, бывший со мною в Великом Устюге». Подобный прием «рассказ в 72 |
На таком же структурообразующем принципе публицистичности построены и повесть «Вятская тетрадь», а также повесть-стенограмма «Мы нс люди мы вятские». • Взаимопроникновение публицистики и художественной прозы в творчестве В. Крупина наблюдается в дальнейшем развитии одних и тех же сюжетов. Так, например, намеченный несколькими штрихами эпизод из повести «От рубля и выше» обрел свое новое рождение в миниатюре «Дежурная» из цикла «Крупин• ки» (который, в свою очередь, был незначительно переработан автором и опубликован в рубрике «Дневник писателя» Христианской газеты Русского Севера «Вера» под названием «О доверии»). Эпизод о том, как в одном из музеев г.Всликий Устюг дежурная старушка попросила посетителя покараулить музейные ценности, пока она сбегает в магазин за дефицитным продуктом. В повести «От рубля и выше...» главный герой с восхищением рассказывает: «И вот я остался один. Солнце в окна, икон очень много, позолота горит, ...это же Великий Устюг, значит, чернение по серебру, шкатулки и посуда редчайшие, счет на миллионы! И опять-таки ты нс пойми, что я о богатстве, плевать на него, я о доверии»216. В очерке «О доверии» автор рассказывает этот случай более подробно, обрамляя • его в авторский комментарий. С самого начала автор заявляет проблему: «3 апреля наш Президент выступил с ежегодным посланием к депутатам Федерального Собрания и народу России. <...> Говорилось и о будущем: что надо крепить народное доверие к государству, без этого, мол, не будет стабильности и дальнейшего роста». Писателю больно слышать о «насаждении» доверия сверху, тем более что народ-то в России всегда был доверчивый. В качестве противопоставления признакам современной демократии (жадность, вранье, воровство, злоба, непрерывный страх быть обворованным и убитым...) душевных качеств «прежних русских» (доброта и доверчивость) вспоминается автору история, как нельзя лучше иллюстрирующая русское доверие: «В подтверждение я расскажу случай, бывший со мною в Великом Устюге». (ф Подобный прием «рассказ в рассказе» неоднократно встречается у В. Крупина 216 Крупиц В. От рубля н выше... /В. Крупнн //Избранное: В 2-х т. М.: Молодая гвардия. 1991. -Т.1. С396. 76 |