Проверяемый текст
Белова Ольга Павловна. Своеобразие художественно-публицистической манеры Владимира Крупина (Диссертация 2004)
[стр. 75]

рассказе» неоднократно встречается у В.Н.
Крупина (например, «Молитва матери», «Крест и пропасть», «Ящик кагора»).
С помощью него создаются диалогические отношения с читателем;
у автора появляется также возможность на примере конкретного случая сделать вывод, придав ему значение всеобщности: «Конечно, я не был похож на грабителя.
Но кто на них похож, сейчас как раз грабители и убийцы выглядят очень интеллигентно.
Дело в другом.
Дело в русском доверии человека к человеку.
Скажут: вот сейчас гречка доступна, на всех прилавках.
Нет, скажу, как раз она стала недоступна.
Эта же дежурная сейчас на нее
смотрит сквозь стекло витрины.
Многое еще можно сказать, но не буду.
Только помню тишину церкви, мерцание золота в лучах солнца и камень.
Камень блаженного Прокопия»
[37].
В очерке отчетливо прослеживается позиция автора, а сам случай является лишь иллюстрацией его мнения.

Таким образом, такое взаимодействие, взаимопроникновение прозы и публицистики в творчестве В.Н.
Крупина обнаруживает связь между публицистическими работами и его собственно художественным творчеством не только в содержательном плане, но и в плане поэтики крупинской прозы.

В.Н.
Крупин принадлежит к числу авторов, которые умеют и считают необходимым влиять на читателя с помощью максимального приближения героев к жизни, использования документального материала и реальных прототипов, убеждений и доказательств.
Для В.Н.
Крупина в сложившейся на сегодняшний день ситуации духовного голода и торжества материальных ценностей основной задачей творчества является приобщение людей к Православию.
Писателем движет мысль о том, что «спасение исходит не от вымысла».
Творческий процесс создания произведений основывается, по словам автора, не только на жизненных впечатлениях, литературной начитанности; «к попыткам творчества прибавилось определяющее ощущение воли Божией»
[105; 393].
В.Н.
Крупин представитель литературы XX века, которая долгое время находилась за пределами обсуждения проблемы веры человека.
Поэтому в его 73
[стр. 77]

(например, «Молитва матери», «Крест и пропасть», «Ящик кагора» и др.).
С помощью него создаются диалогические отношения с читателем,
а также у автора появляется возможность на примере конкретного случая сделать вывод, придав ему значение всеобщности: «Конечно, я не был похож на грабителя, но кто на них похож, сейчас как раз грабители и убийцы выглядят очень интеллигентно.
Дело в другом.
Дело в русском доверии человека к человеку.
Скажут: вот сейчас гречка доступна, на всех прилавках.
Нет, скажу, как раз она стала недоступна.
Эта же дежурная сейчас на нее
только смотрит сквозь стекло витрины.
Многое еще можно сказать, но не буду.
Только помню тишину церкви, мерцание золота в лучах солнца и камень.
Камень блаженного Прокопия»217.

В очерке отчетливо прослеживается позиция автора, а сам случай является лишь иллюстрацией его мнения.

Такое взаимодействие, взаимопроникновение прозы и публицистики в творчестве В.
Крупина обнаруживает связь между публицистическими работами и его собственно художественным творчеством не только в содержательном плане, но и в плане поэтики крупинской прозы.

$5.
Поэтика публицистической прозы В.
Крупина 5.1.
Теория и факты Прежде чем мы обратимся к определению специфических черт поэтики публицистики В.
Крупина, мы должны сказать несколько слов о том, как рассматривается вопрос о сущности и природе поэтики литературной публицистики вообще в современной науке.
К этому вопросу обращались многие теоретики.
Так, например, Е.Прохоров термин «поэтика» применительно к публицистике трактует как «изучение жанров и видов, особенностей и своеобразия понятийно-логической и эмоционально-образной системы аргументации и убеждения, способов выявления авторского "я" и выражения его оценок, отношений и мнений, способов и средств общения с аудиторией, стилистики публицистической речи»218.
2П Крупин В.
О доверии/В.
Крупиц//Вера.
Сыктывкар.
-2001.
апр.
Вып.1.
-Хз 384.
2,1 Прохоров Е.
Искусство публицистики /Е.
Прохоров.
М.: Советский писатель, 1984.
С.288.


[стр.,233]

вере и надежде! <...> остается только подождать...
И это то время до желанного свидания, и надо прожить так, чтобы нс совестно было встретиться “там”»189.
Любовь высшая, одухотворяющая и всепрощающая должна открыться после смерти любимой и герою повести В.
Крупица.
Ведь по христианской вере в смерти нет ничего «непоправимого»: личность не умирает, ибо душа бессмертна, а душа и есть то, что мы называем личностью.
Покидая тело, душа обретает вечную жизнь.
Однако, если старуха Анна (возвратимся к героине повести «Последний срок») ждет смерти и готова к ней, то Саша Резвецова, зная о своей болезни и чувствуя приближение смерти, скорее всего не ждала ее так рано.
Автор почти ничего не рассказывает о последних днях героини и не показываег ее смерть.
Он лишь упоминает о ней в строчке: «Саши не стало на земле...».
Опять-таки «на земле», но нс вообще...
Счастье любить, дарованное героям повести В.
Кру пина, помогает найти им высший смысл человеческой жизни, обрести духовность.
Саму же духовность можно осмыслить лишь на религиозном уровне.
«Высшим критерием духовности является следование двуединой заповеди любви к Создателю и Его творению человеку»190.
Думаем, что и само название повести «Люби меня, как я тебя» метафорично.
Если говорить о том, что Бог есть Любовь, то и слова, данные в заглавии, можно «расшифровать»: Люби Иисуса Христа, как он любит тебя.
Также можно говорить о том, что название повести перифраз библейской заповеди «Возлюби ближнего своего как самого себя».
* * * Итак, различие творческой манеры В.
Крупина, В.
Распутина и И.
Шмелева обусловлено прежде всего своеобразием поставленных конкретных задач.
В.
Крупиц принадлежит к числу авторов, которые умеют и считают необходимым (по разным причинам) влиять на читателя не так, как, например, Ф.М.
Достоевский, с помощью создания высокохудожественного образа, а по-другому с помощью максимального приближения героев к жизни, использования документального материала и реальных прототипов, убеждения и доказывания.
Для В.
Крупина в слот Цит.
по: Шмелев И.С.
Пути небесные /И.С.
Шмелев //Собрание соч.: В 5 т.
М.: Русская книга, 2001.
Т.5.
С.10-11.
140 Дунаев А/.
«...Почему пусто в человеческих душах?» /М.М.
Дунаев //Православная беседа.
1993.
№3.
С.40.


[стр.,234]

жившейся на сегодняшний момент ситуации духовного голода и торжества материальных ценностей основной задачей творчества является приведение люден невоцерковленных к Православию.
Писателем движет мысль: «спасение исходит не от вы• мысла».
Творческий процесс создания произведений основывается, по словамавтора, не только на жизненных впечатлениях, литературной начитанности: «к попыткам творчества прибавилось определяющее ощущение воли Божией»191.

Писатель озабочен тем, что современный мир рождает человека, потерявшего • веру в бессмертие души и вечную жизнь.
Он пытается пробудить эту веру в читателях через свои произведения.
Так, в повести «Люби меня, как я тебя...» В.
Крупин четко выражает свою главную мысль, вложив ее в уста одного из героев: «Жить надо по истине, а не по общественному мнению.
Истина Христос»192.
Автор отталкивается от религиозной идеи, от философской посылки, которая положена в основу фабулы повести.
Идеологическая конструкция (как мы называли ее, схема), слишком явно проявляется, оставляя па втором плане «идейное задание».
Такой подход часто свойственен публицистам.
Творческая манера В.
Распутина отличается, в первую очередь, умением автора создать высокохудожественный образ.
Именно через образы своих героев писатель • предъявляет миру свою концепцию вечных ценностей, своих ощущений бытия.
М.Дунаев, анализируя повесть «Последний срок», пишет о Распутине: «Художник делает попытку постичь скрытый смысл творящейся жизни, укрытый за внешними событиями, проникает сквозь видимую событийную оболочку, постигает то сущностное, что не поддается никакой реалистической образной системе, прикасается к неизобразимому.
Это станет особенно важно и необходимо для художника, когда он поставит перед собой задачу выявления нс душевных, но духовных движений в человеке: о духовном сказать прямо выйдет непременно декларативно, грубовато.
Духовное непосильно для средств обычного секулярного искусства (курсив мой.
О.Б.).
Необходимо учиться как бы и не сказать ничего о главном (все равно не удаст191 Очерк из личного архива В.
Круп и на.
Цит.
по: Дунаев А/.
Православие и русская литература: В 6-ти частях /М.М.
Ду наев.
М.: Христианская литература, 2000.
Т.6.
С.393.
192Крупин В.
Люби меня, как я тебя ЛЗ.
Крупин //Москва.
1998.
№9.
С.82.
234

[Back]