Проверяемый текст
Белова Ольга Павловна. Своеобразие художественно-публицистической манеры Владимира Крупина (Диссертация 2004)
[стр. 80]

ды ночью, когда стиснуло сердце, понял: надо съездить.
<...> Надо ехать, надо успеть.
Туда, где был счастлив, где родились и росли давшие мне жизнь родители.
Ведь отцовская деревня Кизерь, и мамина Мелеть значили очень много для меня.
Они раздвинули границы моего детства, соединили с родней, отогнали навсегда одиночество; в этих деревнях я чувствовал любовь к себе и отвечал на нее любовью» [43; 217] повествует автор в рассказе «Отец, я еще здесь».
Воспоминание один из главных приемов, которым пользуется В.Н.

Крупин для создания образа Дома.
И это естественно: все, что дорого автору, навсегда остается в его памяти.
Причем, часто это совсем неприметные детали, случаи, то, что в жизни, как правило, не представляет интереса.
Однако под мастерским пером писателя эти сценки из жизни обретают новое звучание.
Для таких рассказов справедливо замечание М.М.
Бахтина: «Все,
что является бытом по отношению к существенным биографическим и историческим событиям, здесь как раз и является самым существенным в жизни» [83; 374].
Так, в рассказе «Бумажные цепи» образ Дома вырастает через воспоминание о детстве, о праздновании Нового года.
Прием повествования от первого лица придает окраску задушевности: «С годами все обостреннее вспоминается детство, особенно Новый год.
<...> Мы сами созидали его.
<...> Надо было делать новые игрушки.
И фонари, и цепи, и снег, и флажки.
<...> Мама доставала со дна швейной машинки «Зингер» шпульку ниток.
Шпульку раскручивали, сматывая с
нес столько нитки, чтобы ее хватило на несколько раз от стены до стены.
Это для гирлянд с фонариками и флажками.
<...> Мало-помалу налаживалась работа дружной бригады.
<...> Младшие улепляли игрушками подол елочки, мне доставались
ветви повыше, маме еще повыше, браг залезал на табуретку и украшал самый верх.
Сестра подавала ему игрушки и командовала.
Отец осуществлял общее руководство.
<...> Мы любовались елкой.
Отец начинал рассказывать, какие елки были в его детстве»
[7; 132].
78
[стр. 167]

Екимов-художник неслучайно ставит героев в ситуацию нравственного выбора: отношением к прошлому он проверяет их.
По-разному передает писатель состояние героев: это может быть символический сон (как сон бабы Поли «Последняя хата»: «увидела она, что идет по дороге, по чистому ровному полю.
Идет и конец пути уже близок: посреди чистого поля стоит маленькая хатка.
А у порога встречает ее мать...30»; это может быть несколько фраз, передающих мучительную боль героя («У тебя, значит, дочь? Ты об ней сердцем болел? А мои разве найды? <...> Я об них тоже горюсь.
И може, дюжей тебя.
Тоже хочу им дать образование, чтоб они в люди вышли и меня потом не упрекали»31)] это и диалоги, которые писатель организует как своеобразный спор, где взвешиваются все «за» и «против» переезда (рассказ «Музыка в соседнем дворе»).
И все же, по верному замечанию критика, «екимовские персонажи «немногословны».
Они нс размышляют о том, что нравственно, а что безнравственно.
Нравственность проявляется в их поступках, практических действиях»32.
В рассказах В.
Крупина тема малой родины, образ Дома реализуется через образ его семьи, родного дома, родной деревни с.Кильмсзь, а также образ Вятского края в целом края богомольного, а потому, по мнению писателя, и самого благополучного.
В этих рассказах герой автобиографичный, человек, который свято хранит память о родной земле, о корнях, постоянно возвращаясь в родное село и в мыслях, и наяву (в гости).
Воспоминание один из главных приемов, которым пользуется В.

Крупиц для создания образа Дома.
И это естественно: все, что дорого автору, навсегда остается в его памяти.
Причем, часто это совсем неприметные детали, случаи, то, что в жизни, как правило, не представляет интереса.
Однако под мастерским пером писателя эти сценки из жизни обретают новое звучание.
Для таких рассказов справедливо замечание М.
Бахтина: «все
то, что является бытом по отношению к существенным биографическим и историческим событиям, здесь как раз и является самым существенным в жизни»33.
Екимов Б.П.
Последняя хата /Б.П.
Екимов //Избранное: В 2-х т.
Волгоград: Ком.
по печати и информ.
1998.-Т.
1.-С.286.
51 Екимов Б.П.
Солонич /Б.П.
Екимов //Там же.
С.
418.
уг Компанесу В.
В Мир Б.
Екимова/В.В.
Компанссц //Отчий край.
1996.-№3.-С.
211.
51 Бахтин ММ.
Вопросы литературы и эстетики.
Исследования разных лет /М.М.
Бахтин.
М.: Худ.
лнт-ра, 1975.
— С.374.


[стр.,168]

Так, например, в рассказе «Бумажные цепи» образ Дома вырастает через воспоминание о детстве, о праздновании Нового года.
Прием повествования от первого лица придает окраску задушевности: «С годами все обостреннее вспоминается детство, особенно Новый год.
<...> Мы сами созидали его.
<...> Надо было делать новые игрушки.
И фонарики, и цепи, и снег, и флажки.
<...> Мама доставала со дна швейной машинки «Зингер» шпульку ниток.
Шпульку раскручивали, сматывая с
нее столько нитки, чтобы се хватило на несколько раз от стены до стены.
Это для гирлянд с фонариками и флажками.
<...> Мало-помалу налаживалась работа дружной бригады.
<...> Младшие улепляли игрушками подол елочки, мне доставались
ветки повыше, маме еще повыше, брат залезал на табуретку и украшал самый верх.
Сестра подавала ему игрушки и командовала.
Отец осуществлял общее руководство.
<...> Мы любовались елкой.
Отец начинал рассказывать, какие елки были в его детстве»54.

Умение автора видеть в малом большое, в личном сокровенное воплощается в эпической картине сельской жизни, гармонии семьи и дома, значении общего семейного праздника, единении поколений.
Лирика незаметно и свободно переходит в очерково-достоверную картину быта («Клея к этому времени не оставалось, и вместо него пользовались вареной картошкой.
Хорошо бы, конечно, сделать клейстер из муки, но если можно картошкой, зачем тратить муку?»; «...тогдашние подарки в пакетах из газет: печенишко, коифсты-подушечки, булочка»).
Повседневность, обычная действительность у В.
Крупина обретает вечный смысл: «Самое загадочное, что на следующий год бронзовая картонная курочка находилась, и мы спорили, где ей лучше жить на елке.
Ей на смену терялся домик, потом он тоже находился...
И всегда-всегда делали бесконечные бумажные цепи, оковывали ими елочку»35.
Художественное обобщение рассказу придаст публицистическая мысль автора в финале: «И вот я, понимающий, что в моей жизни все прошло, кроме заботы о жизни души, думаю теперь, что именно этими бумажными цепями я нс елочку украшал я себя приковывал к родине, к детству.
И приковал.
Приковал так крепко, что уже нс м Крупии В.Н.
Бумажные цепи / В.
Кру пин //Рассказы последнего времени.
М.: Глобус, 2001.
С.
132-137.
55Там же.-С.
137.

[Back]