Проверяемый текст
Белова Ольга Павловна. Своеобразие художественно-публицистической манеры Владимира Крупина (Диссертация 2004)
[стр. 81]

Умение автора видеть в малом большое, в личном сокровенное воплощается в эпической картине сельской жизни, гармонии семьи и дома, значении общего семейного праздника, единении поколений.
Лирика незаметно и свободно переходит в очерково-достоверную картину быта («Клея к этому времени не оставалось, и вместо него пользовались вареной картошкой.
Хорошо бы, конечно, сделать клейстер из муки, но если можно картошкой, зачем тратить муку?»
[7; 133]; «...тогдашние подарки в пакетах из газет: печенишко, конфеты-подушечки, булочка» [7; 134].
Повседневность, обычная действительность у В.Н.
Крупина
обретают вечный смысл: «Самое сказочное, что на следующий год бронзовая картонная курочка находилась, и мы спорили, где ей лучше жить на елке.
Ей на смену терялся домик, потом он тоже находился...
И всегда всегда делали бесконечные бумажные цепи, оковывали ими елочку»
[7; 137].
Художественное обобщение рассказу придает публицистическая мысль автора в финале: «И вот я, понимающий, что в моей жизни все прошло, кроме заботы о жизни души, думаю теперь, что именно этими бумажными цепями я не елочку украшал я себя приковывал к родине, к детству.
И приковал.
Приковал так крепко, что уже
не откуюсь.
Многие цепи рвал, эти не порвать.
И не пытаюсь, и счастлив, что они крепче железных.
Правда, крепче.
Детство сильнее всей остальной жизни»
[7; 137].
Воспоминания о детстве, также связанные с праздником, находим в рассказе «Поздняя Пасха».
Описание душевного состояния автора основано на сопоставлении прошлого и настоящего, подобные авторские экскурсы в прошлое своих героев (или в прошлое страны) имеют публицистическую направленность.
«Когда я был маленьким, то были большие гонения на Православие.
Но все равно день Пасхи был очень радостным», начинает повествование автор.
Это упоминание детства помогает ярче показать эволюцию мироощущения автора.
Размышления героя-рассказчика завершаются описанием его состояния
79
[стр. 168]

Так, например, в рассказе «Бумажные цепи» образ Дома вырастает через воспоминание о детстве, о праздновании Нового года.
Прием повествования от первого лица придает окраску задушевности: «С годами все обостреннее вспоминается детство, особенно Новый год.
<...> Мы сами созидали его.
<...> Надо было делать новые игрушки.
И фонарики, и цепи, и снег, и флажки.
<...> Мама доставала со дна швейной машинки «Зингер» шпульку ниток.
Шпульку раскручивали, сматывая с нее столько нитки, чтобы се хватило на несколько раз от стены до стены.
Это для гирлянд с фонариками и флажками.
<...> Мало-помалу налаживалась работа дружной бригады.
<...> Младшие улепляли игрушками подол елочки, мне доставались ветки повыше, маме еще повыше, брат залезал на табуретку и украшал самый верх.
Сестра подавала ему игрушки и командовала.
Отец осуществлял общее руководство.
<...> Мы любовались елкой.
Отец начинал рассказывать, какие елки были в его детстве»54.
Умение автора видеть в малом большое, в личном сокровенное воплощается в эпической картине сельской жизни, гармонии семьи и дома, значении общего семейного праздника, единении поколений.
Лирика незаметно и свободно переходит в очерково-достоверную картину быта («Клея к этому времени не оставалось, и вместо него пользовались вареной картошкой.
Хорошо бы, конечно, сделать клейстер из муки, но если можно картошкой, зачем тратить муку?»;
«...тогдашние подарки в пакетах из газет: печенишко, коифсты-подушечки, булочка»).
Повседневность, обычная действительность у В.
Крупина
обретает вечный смысл: «Самое загадочное, что на следующий год бронзовая картонная курочка находилась, и мы спорили, где ей лучше жить на елке.
Ей на смену терялся домик, потом он тоже находился...
И всегда-всегда делали бесконечные бумажные цепи, оковывали ими елочку»35.

Художественное обобщение рассказу придаст публицистическая мысль автора в финале: «И вот я, понимающий, что в моей жизни все прошло, кроме заботы о жизни души, думаю теперь, что именно этими бумажными цепями я нс елочку украшал я себя приковывал к родине, к детству.
И приковал.
Приковал так крепко, что уже
нс м Крупии В.Н.
Бумажные цепи / В.
Кру пин //Рассказы последнего времени.
М.: Глобус, 2001.
С.
132-137.
55Там же.-С.
137.


[стр.,169]

откуюсь.
Многие другие цепи рвал, эти не порвать.
И нс пытаюсь, и счастлив, что они крепче железных.
Правда, крепче.
Детство сильнее всей остальной жизни»36.

Воспоминания о детстве, также связанные с праздником, находим в рассказе «Поздняя Пасха».
Описание душевного состояния автора основано на сопоставлении прошлого и настоящего, подобные авторские экскурсы в прошлое своих героев (или в прошлое страны) имеют публицистическую направленность.
«Когда я был маленьким, то были большие гонения на Православие.
Но все равно день Пасхи был очень радостным», — начинает повествование автор.
Это упоминание детства помогает ярче показать эволюцию мироощущения автора.
Размышления героя-рассказчика завершаются описанием его состояния
странного полузабытья-полусна.
В пейзажном финале голос автора звучит в полном соответствии с мироощущением связи человека с предыдущим поколением, единства человека и природы, человека и Высшего начала.
Подобное лирико-публицистическое размышление придает повествованию нравственно-философскую обобщенность: «Есть, есть тот дивный свет и золотой цвет, тот воздух, та тишина, то спокойствие души, которое я видел и ощущал.
И так хочется туда войти и остаться там.
Но, видимо, еще нс нора.
Видимо, еще надо заслужить»37.
Для В.
Крупина Дом эго и село, где он родился, а значит, и люди, которые живут там.
В.
Круиин, как писатель православный, создает образ Дома (своей деревни) с помощью героев, мыслящих и поступающих в соответствии с Божьим законом, в соответствии с той верой, которая наполняет их души и дает силы им жить.
Его герои доказывают то, что М.
Бахтин сформулировал как «принципиальную неравноценность я и другого с точки зрения христианской нравственности: нельзя любить себя, но должно любить другого, нельзя быть снисходительным к себе, но должно быть снисходительным к другому, вообще от всякого бремени должно освобождать другого и брать его на себя»38.
«Слава Богу, я снова в Кильмези.
Сразу, конечно, к батюшке», так начинает автор повествование в рассказе «Золотые срубы».
Этот батюшка пострадал от пожа36 Крупиц В.Н.
Бумажные цепи /В.
Крупим //Рассказы последнего времени.
М.: Глобус, 2001.
С.
137.
33 Крупии В.Н.
Поздняя Пасха /В.
Крупин //Рассказы последнего времени.
М.: Глобус, 2001.
— С.63.
38 Бахтин А/.
Эстетика словесного творчества /М.
Бахтин.
М„ 1986.
С.39.

[Back]